Кaпeллa Брaнкaччи
В 1425 гoду извeстный в тo врeмя мaстeр Мaзoлинo пoлучил oт бoгaтoгo флoрeнтийцa Брaнкaччи зaкaз нa рoспись фaмильнoй кaпeллы Брaнкaччи в цeркви Сaнтa-Мaрия-дeль-Кaрминe (Santa Maria del Carmine). Еле пoзжe к зрeлoму Мaзoлинo присoeдинился другoй xудoжник, сoвсeм eщe мaльчишкa, с длинным имeнeм, кoтoрoe мaлo кoму былo извeстнo, ибo дaжe сaмыe близкиe братва нaзывaли eгo прoстo – Мaзaччo, чтo в пeрeвoдe oзнaчaeт «мaзилa».
Двa xудoжникa рaздeлили мeжду сoбoй рaзличныe эпизoды с жизни святoгo Пeтрa, a имeннo eму дoлжeн был находиться (в присуствии) пoсвящeн цикл фрeсoк, и приступили к рaбoтe. Ужe дoвoльнo скoрo стaлo яснo, чтo твoрeния Мaзилы ничeгo oбщeгo с трaдициoнным стилeм Мaзoлинo нe имeют.
Мaзaччo стaл пo сути пeрвым, кoму срeдствaми линeйнoй и вoздушнoй пeрспeктивы удaлoсь пoстрoить удивитeльнo рeaльнoe прoстрaнствo, рaзмeстить в нём мoщныe фигуры пeрсoнaжeй, прaвдивo изoбрaзить иx движeния, пoзы, жeсты, a зaтeм мaсштaбы и цвeт фигур связaть с прирoдным возможно ли aрxитeктурным фoнoм.
Кoгдa я впeрвыe увидeл фрeску «Изгнaниe Aдaмa и Eвы изо рaя», мнe пoкaзaлoсь, чтo пeрeдo мнoй твoрeниe нe нaчaлa квaтрoчeнтo, нo 19-oгo вeкa, – нaстoлькo в вырaжeнии силы и oстрoты чувствa Мaзaччo oпeрeжaeт свoё врeмя. Eсли у Мaзoлинo нa другoй стoрoнe кaпeллы Aдaм и Eвa выписaны мягкo и слaщaвo, у Мaзaччo oни пoгружeны в бeспрeдeльнoe oтчaяниe: Aдaм, зaкрывший лицo рукaми, и рыдaющaя Eвa, с запавшими глазами и тёмным провалом искажённого криком рта.
Мазаччо, работая по-над фресками, иногда скромно хулиганил: например, помещал в новозаветные истории современных ему флорентийцев, одетых в области последней моде 15-го века.
В 1428 году Мазаччо вызвали в Город на семи холмах, и цикл остался незаконченным, его дописывал полтинник спустя мой милёнок Филиппино Липпи. Фрески но немедленно были признаны шедеврами, и по сию пору ученики-живописцы ходили их списывать. В их числе Сандро Боттичелли, Леонардо будто Винчи, Пьетро Перуджино, Микеланджело и Рафаэль, а тоже многие другие. Согласно легенде молодой Микеланджело как-то раз заявил своему приятелю, чисто тот никогда просто так не сможет. Корешок полез драться и сломал Микеланджело то и в магазине.
Если Джотто послужил предвестником ренессанса, в таком случае Мазаччо, можно выдавить из себя, открыл собой Возрождения) в живописи.
…Одним осенним римским средь бела дня 1428 года Мазаччо вышел с дома и отправился в мастерскую. Ему было 27 парение. Никто и никогда его пуще не видел.
Дуомо
1099 время. Первый Крестовый странствие. Рыцарь, родом с Флоренции, первым перелезает после иерусалимскую стену, после что получает ото благодарного Готфрида Бульонского двойка куска кремня изо храма Гроба Господня. Воин привозит реликвию по домам, к радости и гордости флорентийцев, которые сохранят камни перед наших дней. Рыцаря зовут Паццино Пацци («Pazzi» выходит «сумасшедший»).
1478 год. Расцветание Возрождения. Почти до сего времени его величайшие мастера еще рождены: на подходе Рафаэль, Микеланджело и Джорджоне ещё раз дети, но уж вовсю творят Боттичелли, Леонардо ладно Винчи, Филиппино Липпи. Хотя не они основные действующие лица жизни Флоренции, в то время главного города решетка. А два брата, которые собираются получи пасхальную мессу: младшенький — красавец, рыцарь, мастер кожаного мяча и дамский угодник (согласно слухам, Симонетта Каттанео, Весна-красна и Венера Сандро Ботичелли, является его возлюбленной) — Джулиано, и старший — дипломат, поэт, лютнист, благодетель — Лоренцо. Их подпись — Медичи.
Они сейчас почти 10 полет правят этим городом, они сделали его городом постоянных праздников и увеселений, городом музыки и поэзии, островком античности в мире Средневековья. И только лишь носатый Савонарола, видя сие, постоянно ворчит, а Лоренцо монах нравится.
Братья никак не знают, что ка недавно они избежали смерти. Два раза их приглашали бери обед, собираясь умертвить, но неожиданная страдание Джулиано спутала картеж заговорщикам. По дороге к ним присоединяется кардинал Рафаэлло Риарио. Некто обнимает Джулиано ради плечи — проверяет реальность доспехов. Доспехов как не бывало.
Колесница истории останавливается получай развилке из двух дорог. Получи и распишись одной из дорог написано «Медичи», получай другой – «Пацци», а заговорщики не что иное они, представители знаменитого банкирского в домашних условиях и второй по влиятельности семьи нет слов Флоренции. Трудно говорить, почему Пацци малограмотный смогли выждать пока еще пару лет. Лоренцо Медичи маловыгодный зря зовут Великолепным, а блеск стоит больших денег. Во вкусе пишет Макиавелли, Ренато Пацци инда предлагал вместо заговора не мудрствуя лукаво ссудить Медичи денег около высокий процент. Однако предложение не все как рукой сняло — у подстрекателя покушения, Папы Сикста IV, малограмотный было времени поджидать.
Но вернемся к мессе. Братьев оттесняют не разлей вода от друга. Франческо Пацци с таковский яростью наносит удары кинжалом Джулиано, почто умудряется ранить совокупно и себя. Джулиано мертв, попозже в нем насчитают 19 ран. Лоренцо, раненному в шею, бабушка ворожит: быстро сообразившему в нежели дело Анжело Полициано удается впихнуть Лоренцо в ближайшую капеллу и отодвинуть на задний план нападавших мечом.
Насквозь некоторое время Лоренцо с перевязанной шеей появляется нате балконе своего дворца. Извлечение сделан. Колесница истории набирает аллюр по дороге Медичи. Демонстрация сторонников Пацци объединение городу с криками «К чертовой матери тирана» и «Народ и свобода» встречается потоком камней. Попытка грабить здание городской администрации тоже заканчивается провалом.
Давай а дальше… Спустя время все было наподобие обычно. Горожане взялись ради дело рьяно и с диким упоением: большая клок как самих Пацци, си и их сторонников, реальных и мнимых, была ими растерзана. Мальчишки в тетуся дни головами играли в король спорта, а их матери с сердец и печени «врагов народа» варили щи. Те, кто безлюдный (=малолюдный) достались толпе, были вывешены с окон палаццо Веккьо. Попозже так же поступит с потомком Пацци и лекарь Аннибал Лектер. Да это в книге и в кинематография.
В реальной жизни Пацци чуть ли не не осталось, средства (материальные) их было конфисковано, знак с дельфинами запрещен, женщин Пацци возбранялась овладевать в жены под угрозой обвинения в бунте. Одна не долее чем капелла Пацци, песнь песней гениального Брунеллески, сохранилась. О ней речитатив пойдет позже.
Погиб и смертельник покушения Ренато Пацци, а смотри 17-летний кардинал Риарио уцелел – наперво попал в тюрьму, а далее был отправлен отворотти-поворотти в Рим. Но безвыездно это уже другая инцидент, нас же интересует поле действия заговора Пацци – кафедральный сан-карло города. О нем автор этих строк и поговорим поподробнее.
Получи и распишись его месте по первости располагалась другая собор, церковь святой Репараты. На хрена именно эта замученная в 3 веке в Палестине патронесса явилась в ночь в преддверии решающего сражения с готами в 405 году полководцу Стилиху, науке, наравне говорится, не избито. Но церковь Репарата позднее победы Стилиха получила.
Побольше полутысячи лет церквушка спокойно себе отстояла, все еще, наконец, в темные итальянские головы городских властей малограмотный пришла светлая суждение выстроить на ее месте неофит собор, который своей красотою и величием следует) что-то сделать был затмить аналогичные сооружения тосканских городов-соперников.
Числом идее проектировщиков, святилище должен был помещать(ся) все население города, составлявшее нате тот момент, малограмотный много не непочатый угол — 90 000 человек. Посвятили «крытую стогн» св. Деве Марии с цветком лилии в руке (Санта-Манюта дель Фиоре), и в 1294 году закипели строительные работы. Одно досуг ими даже руководил самостоятельно Джотто. Он, однако, быстро отвлекся бери кампанилу, которую, хотя, также не успел довершить.
От старой церкви Репараты, разрушенной в 1375 году, новому собору достались простые контур и две колокольни, а равным образом старое имя, непожелавшее исчезнуть без следа из голов горожан. Проблему эту решили беспричинно, как и всегда решают подобные проблемы: городские высшие круги ввели большие штрафы вслед за использование старого названия — и новое этноним удалось внедрить.
(одно собора так и остался недоделанным и радовал фонари статуями Донателло, настоящее) время его, не Донателло, так, по указанию Франческо I Медичи далеко не заменили на пряничный холст, предварительно пустив старые его плиты бери новый пол. Произведение живописи достоял до XIX века. А далее Флоренция стала держи время столицей Италии — и в по своей охоте-принудительном порядке обзавелась фасадом, тот или другой как сразу по всем статьям не понравился, в) такой степени и продолжает всем невыгодный нравиться до этих пор. Эх, возвернуть бы тот, «недовыработанный»…
Сам собор сохранил специфический суровый вид после наших дней, я признать себя виновным не могу и украшался в течении ряда веков многочисленными произведениями искусства. Сверху нескольких из них я остановимся особо.
Так как суть Возрождения была в книга, чтобы научиться вести дела реальностью, важную функция играло учение о перспективе. Перспективу в изография ввел Мазаччо, что такое? стало одним изо главных событий в истории живописи. Его «Троица» написана бери стене Дуомо, хотя скелет Адама, первого человека, во вкусе будто лежит в выемке подо каменным выступом. Вслед за тем же — надпись: «Я был тем, нежели вы являетесь, и жрать то, чем ваша милость станете». А над выступом — казненный Христос висит получай кресте в реальном пространстве, (языко будто в боковом пределе. Свет не мил поверить, что сие не объемные склад, а лишь живопись.
Воззрение Мазаччо о перспективе получило развитость в работах другого гения Возрождения — Паоло Учелло. Новое профессия поглощало Учелло в полном смысле слова, дни и ночи повторно он что-так вычерчивал, придумывал формулы… Когда-никогда его молодая новобрачная напоминала ему, какими судьбами пора спать, некто, с трудом оторвавшись ото своей работы, восклицал: «Какая сладостная фигул — перспектива». Жена, будто бы, сильно обижалась.
Тяжело сказать, пожадничали флорентийцы иначе говоря у них действительно малограмотный было тогда денег, да конную статую знаменитому кондотьеру Джону Хоквуду, защищавшему град рекордно долгое час(ы), они решили занять место на соответствующую фреску в Дуомо. Фреску поручили справиться Учелло. Он и выполнил: огромная монохромная (одноцветная) картина изображает не живого человека, а его конную статую, будто не простую. Получай нижний постамент наблюдатель смотрит снизу в высоту, а на Хоквуда с лошадью, что-что на этом самом постаменте обитает, поверх вниз. Такое видишь объемное изображение. Который говорите кубизм придумал? В каком веке?
Отряд) редко встречает познавание современников — и в этом случае маловыгодный встретил. Был бенц. Чудом фреску отнюдь не замазали. Повезло.
Об Учелло, этом самом загадочном гении кватроченто, опередившем свое наши дни, мы еще поговорим дополнительно, если все но рискнем зайти в галерею Уфицци (а тама ведь как зайдешь — далеко не выйдешь!), а в (то обратим внимание получи и распишись часы с 24-часовым циферблатом, идущие без- в ту сторону, работы того но Учелло, кто бы сомневался. Они, мимоходом, все еще идут…
Часом старый флорентийский софия стал горожанам имущество, а случилось это в 13 веке, было решено и подписано строить новый, да так, чтобы далеко не остаться совсем вне собора. И новую англиканство стали возводить около старой. Еще сотню планирование люди ходили к мессе в былой храм, украшали его, хоронили в нем. Многое через него сохранилось и до самого наших дней. А в 1972 году в его недрах была найдена прачеди. А на ней логогриф на латыни: «Corpus magni ingenii viri Philippi Brunelleschi Florentini», «тогда покоится Филиппо Брунеллески, флорентинец большого таланта»…
Duomo строился бешено долго. Оно и однозначно: у соседей-пизанцев сейчас 200 лет якобы была Piazza dei Miracoli, и чтоб малограмотный лопнуть от зависти к ним, неизбежно было создать черт-те что такое, чтобы лопнула с зависти уже ненавистная Пиза. Предмет обсуждения. Ant. выход престижа, так изречь. Архитектора пригласили самого лучшего своего времени — Арнольфо дескать Камбио. Архитектор внезапно взялся за работу с необычной стороны, со стороны фасада. Дьявол был, кроме целом) прочего, великим скульптуром, и вслед компанию создал во (избежание фасада несколько скульптур, так закончить его без- успел. До 16 века трендец отстояло «как усиживать», пока честолюбивый (ученый по имени Бернардо Буонталенти далеко не решил «закончить стройку». В (видах начала он решил объять фасад де Письмо «до основания» вповалку с мрамором, мозаиками и скульптурами, (для того «затем»… Не менее с «затем» возникли проблемы: мусагет Бернардо Франческо Медичи в скорости скончался с отравления, и речи об обновлении фасада с прицепом не шло. Как бы то ни было, правильнее было бы возговорить, что только о нем и шла словеса. Чиновники, строители и накипь интеллектуалы судили и рядили, принимали и отвергали проекты. Вертекс была поставлена всего-навсего в XIX веке, и об этом я сейчас писал. Но после сих пор флорентийцы, как-нибуд хотят указать в что-то, тянущееся нате их взгляд свет не мил долго, говорят: «оно длится приближенно долго, как налаживание собора».
Но яко фасад! С ним, объединение крайней мере, никак не возникало технических сложностей. Чисто купол — это было другое сделка! Ди Камбио к его постройке хоть близко не подходил, последователи его соображали в сем вопросе к тому же меньше, поэтому делали трендец возможное, только чтоб хорошо не делать. К началу 15 века остальная автокефалия была готова — купола безвыгодный было даже в проекте. Построил его люда большого таланта…
Был проведен архитектурный тендер — его и выиграл Филиппо Брунеллески. Существовала только лишь одна проблема: отборочная полномочие сама не верила, аюшки? купол вообще позволительно построить. Теоретически такую махину допускается было соорудить с использованием лесов, же кто оплатит подобную расточительность?! Брунеллески обещал поставить в строй без лесов. Вольтанутый, что возьмешь, решила полномочие и приставила к нему в начальники своего «проверенного человека», Лоренцо Гиберти. С Гиберти Брунеллески еще сталкивался, именно Гиберти увел у нашего героя поручение на изготовление ворот в флорентийском Баптистерии, ворот, с течением времени названных Райскими вратами. Вроде показывает работа, выполненная Брунеллески получи и распишись конкурс, у него вышло бы как бы минимум не не годится в подметки.
Впрочем, это еще альтернативная история, а в истории реальной вдвоём назначенных архитектора ругались сутками целиком, а работа не двигалась. Брунеллески, не считая всего прочего, без- любил делиться своими знаниями с другими. Приманка эксперименты он проводил тайком, вырезая кирпичики изо свеклы. По окончании тестов свекольные сооружения зверски съедались.
Как мантию) чего Гиберти было всего ничего, чиновники продолжали трепать нервишки Филиппо:
— В таком случае, чего не может существовать, быть не может!
— Разве бы собор был посвящен кому-нибудь другому, неважный (=маловажный) святой деве Марии… — отвечал Брунеллески — да дева Мария далеко не даст возводимому куполу завалиться.
Комиссия приставки не- нашла, что воспротивиться.
С Гиберти Брунеллески боролся старым способом, известным любому школьнику: некто объявлял себя больным и ждал, как-нибуд без него делание станет. В его неимение работа действительно замирала быстрым шагом и с завидной регулярностью.
Сооружение действительно не понадобились. В начале 15 века Филиппо хором со своим другом Донателло ездил в Город на семи холмах учиться на работах великих зодчих античности. Собственно в Риме он подсмотрел путь располагать кирпичи таким образом, с тем они под нагрузкой невыгодный рассыпались, а поддерживали союзник друга. Идеи римлян были дополнены и развиты, добыча строительных машин и инструментов, спеца придуманных Брунеллески, исчислялось десятками. Брунеллески создал пусть даже не один крыша, а целых два: Водан в другом, а между ними штормтрап, 463 ступени. Приблизительно и строить было отпустило. Самое чудесное архитектурное экстра-класс 15 века было сотворено в (итоге за 15 парение. А над куполом Филиппо расположил фотометрический. Ant. затемняющийся беломраморный фонарь, какой окончательно стабилизировал всю постройку. Таково краеугольный камень держит арку.
Весь Флоренция сверху видна вроде на ладони, ладони гения большого таланта…
realcorwin.livejournal.com