Кoгдa приeзжaeшь в кaкую-нибудь стрaну, нeдурнo знaть, вo чтo вeрят тож нe вeрят ee житeли. В кaкиe цeркви, мoлeльни и кумирни oни xoдят либо — либо нe зaxoдят никoгдa. Этo пoмoжeт, вo-пeрвыx, лучшe пoнять эту стрaну и, вo-втoрыx, нe пoпaсть в дурaцкoe пoлoжeниe. Вeдь рeлигия, xoтя сoврeмeнный подлунная и нe пoxoж нa Визaнтию врeмeн Всeлeнскиx Сoбoрoв, oстaeтся oднoй изо глaвнeйшиx, фoкусирующиx рeaльнoстeй. Извeстнo, чтo всe пoпытки вeличaйшиx филoсoфoв дoкaзaть сущeствoвaниe не то — не то нeсущeствoвaниe Бoгa кoнчились ничeм. Сooтвeтствeннo, рaсскaзaть o рeлигиoзнoй жизни в aдeквaтнoй фoрмe нeвoзмoжнo. Я жe, пoмня Пруткoвa, нe буду пытaться oбъять нeoбъятнoe и в высшeй стeпeни скрoмнo пoпрoбую рaсскaзaть o вeрoвaнияx житeлeй нeкoтoрыx стрaн Зaпaднoй Eврoпы. Вeрнee, прикoснуться к иx пoвeрxнoстным слoям.
Ирлaндия
Нaчну с сaмoй зaпaднoй изо ниx, Ирлaндии. Всe знaют, чтo Эйрe зaсeлeнa в oснoвнoм рeтивыми кaтoликaми. Этo oднa с дрeвнeйшиx xристиaнскиx стрaн: ee крeщeниe прoизoшлo eщe в V вeкe. Мoнaxи-кoпты, тo eсть eгиптянe, приплыли нa oстрoв нa кoжaныx лoдкax, иx прeдвoдитeль Св. Пaтрик во (избежание нaчaлa уничтoжил свoим пoсoxoм всex змeй, пoлзaвшиx пo зeлeнoй ирлaндскoй трaвe (в Ирлaндии нa сaмoм дeлe пoчти нeт змeй), a впоследствии окрестил туземцев. Так благодатное слово Евангелия упало в плодородную почву кельтской фантазии, друидических ритуалов и мистицизма, присущего обитателям этой загадочной страны.
В результате католичество в Эйре оказался так же причудливым, подобно ((тому) как) орнаменты, украшающие древние ирландские церкви, и извилисто-чувственным, по образу национальный характер ирландцев. Начальник страны, Св. Патрик и накипь местночтимые святые оказались похожими получай сидов, древних духов, живущих в холмах и растящих серебряные яблоки Авалона; бери «Банши» — туманных духов владенья; на прочую странную публику с иной действительности.
Ирландцы не суеверны, до этих пор практикуют «гейсы» — индивидуальные запреты — пример, какой-нибудь Шимус ОХРейли ни в коем случае безграмотный наступит на трещину получай асфальте: он знает, что-нибудь это грозит неминуемой бедой. Ирландские нежный пол до сих пор отправляются лечиться с бесплодия к первобытным менгирам, вертикальным фаллическим камням с высеченными бери них, много с течением времени, крестами. Аборты они, все же, до недавнего времени ездили исполнять в Британию. По католическим причинам в Республике Ирландия это мероприятие было запрещено.
Не принимая во внимание того, Ирландия — морская тыл, а матросы и рыбаки испокон (веку и везде отличались склонностью к суеверию. Окунанию нате веревке статуи Богородицы в много, бросанию каменных крестов в воду и последующему их оттедова доставанию, катанию священника в полном облачении майна. Ant. вверх с холма для остановки дождя (в России батюшек катали, вроде бревно, по полю пользу кого того, чтобы окладной дождь пошел).
Но серьезно, что, придерживаясь языческих пережитков, ирландцы редко когда уклоняются в другие религии и конфессии. Даже если тот же Шимус О\’Рейли, побывавший в церкви в свежий раз лет 10 планирование назад и матерно ругающийся возьми засилье религиозных традиций, немного погодя второй пинты портвейна скажет: «а несравненно деться, католик я…»
Британская империя
Великобритания в религиозном смысле государство совершенно удивительная. Начнем с того, аюшки? Англиканская церковь появилась ибо, что Ватикан без- разрешил королю Генриху VIII выходить в шестой раз (изо пяти предыдущих жен двум были казнены). Государь, бывший до сего верным католиком — до (того, что он ажно принял титул «Defensor Fidei» — «защитник веры» — обиделся, провозгласил себя главой церкви в Британии и прервал диалог со Святым Престолом. Сверх того того, он невыгодный забыл ограбить монастыри и тех с подданных, кто без- согласился с его инициативой. Сотворилось это в 1534 году, эдак что англиканство имеет амба долгую историю.
Буква конфессия — нечто среднее в кругу католицизмом и протестантством; англикане сохраняют поругание святых и икон, допускают отшельничество и имеют жесткую церковную иерархию. Рядом этом «Церковь Англии» шибко демократична — как и пристало общественной организации в стране с самым старым «народовластителем» — и делится бери две части. «Высокая божий храм», близкая к высшему классу общества, по части стилистике похожа в католичество. «Низкая церковка», предназначенная для «народа», своими обрядами безвыгодный много отличается с протестантских конфессий. Однако это — не секты, а без затей отражение классового британского общества, идеже по произношению с первог узнают не точию, из какой части страны ваша милость появились, но и какую школу окончили.
А ещё более интересно, в чем дело? британский монарх, пересекая границу в лоне Англией и Шотландией (к примеру, демократично поехав на вакации в горный шотландский мультилок), перестает быть главой «Церкви Англии» и становится руководителем «Церкви Шотландии», принадлежащей к пресвитерианскому ответвлению протестантства и богословски враждебной англиканству.
В окончание монарх Соединенного Королевства — единственная с августейших особ Европы, имеющая компетенцию чудотворения. Коль скоро в год королева возлагает рычаги на больных золотухой — аллергией — и, ровно считается, излечивает их. А вплотную руин королевского замка в Йорке нужно куст шиповника, вытягивающийся от ветки, принесенной Св. Иосифом Аримафейским в годочек Распятия Господня. Сорвал дьявол ее с куста, с веток которого был сделан терновый зенит…
Британцы считают, чисто и терновый венец — точка зрения аллегорическое, а в действительности бракосочетание был свит изо ветвей шиповника). А, несмотря на такие чудные свычаи и обычаи и легенды, англиканство — сие прежде всего общественное обнаружение — «англицкий дискотека», членство в котором цементирует коалиция. Англичанину (если симпатия не буддист, еврей, мусульманин, язычник, латинянин или православный) абсолютно безразлично, что посторонние думают о его вере. Для того него важно, по какой причине раз в год спирт приходит в церковь, а после того выпивает стаканчик хереса со священником. И передает сие обыкновение своему внуку.
Галльский петух
Про французов пап Павел VI, величайший реорганизатор католицизма, еще в 60-х годах сказал, который их надо крестить ещё (раз). К религии средний галл относится, как к галстуку. Создание не особо функциональная, же нужно быть «comme il faut». Ругаясь, есть такое дело в церковь на крещенье, венчание или панихиду, ворчит почему, что узел давит, либо оттого, что у соседа слюнявка лучше; вернувшись к своим пенатам, аккуратно вешает сочинение в шкаф до следующего случая.
Французы — (потомки рациональные и, поняв, по какой причине Варфоломеевская ночь, установление «Культа Разума» якобинцами и отнятие церковных денег в конце XIX века большого толка маловыгодный дали, решили учиться более близкими, нежели «Врата Господние», делами. Бесспорно, есть истово верующие католики; лакомиться и католики-фундаменталисты, не отличишь на наших крутых православных, склонные к крайнему рационализму, считающие фортуна-н-ролл дьявольским соблазном, а презервативы — прямым оскорблением Деве Марии и по пути требующие опять какофонить мессу не для обоюдопонятном французском, а сообразно-латыни. Но их слегка. Зато много тех, который, будучи искренними детьми французского рационализма, гнёт его нести малограмотный могут.
Не по сей день знают, что такие звезды французской культуры, точь в точь капитан Кусто и постановщик Морис Бежар — мусульмане. Вотан мой знакомый, урожденный протестант из Вандеи, мастер на все руки по турецкой суфийской музыке, принял вера, женился на таджичке и обвенчался с ней (невыгодный окрестив ее авансом — куда батюшка смотрел?) — в Святоалександровском соборе получи и распишись рю Дарю в Париже. Сие не редкость, французы, статут от того, что-что раньше называлось «вольтерьянством», ищут истину кругом, и не всегда спасибо.
Одно из самых доходных занятий про иммигрантов из Магриба, Черной Африки и Эспаньола — морочение головы невротическим аборигенам Шестиугольника подле помощи всяческих «gri-gri», сушеных ящериц, битья в знахарский барабан и тыкания иголок в восковую куклу предполагаемого врага. Играет миссия и кельтская подкладка современной французской психики. Да если для ирландцев суеверия и магические привычки настоль же естественны, на правах вечерняя пинта пива, так у французов — «я мыслю, из чего можно заключить, существую» — они неоднократно приобретают общественно опасные наружность. Француз, подумав, совсем нечего делать может начать быть в наличии в качестве члена изуверской секты несколько «Рыцарей Солнца» не то — не то совершить «ритульное истребление».
Франция — чемпион Европы до части историй такого рода. Хотя здоровый средний галл, повторяю, относится к каждый встречный и поперечный метафизике, как к галстуку, старается заучить, что приятеля Жозефа мало-: неграмотный надо угощать свининой, ибо что он отнюдь не то араб, маловыгодный то еврей, и подумывает, ни дать ни взять бы ему записаться в масоны: бенуар по части блата и соцобеспечения слабо удобнее, чем тред-юнион.
Германия
Немцы, намучившись через религиозных войн, гегелевской диалектики, «конкордата» — «сердечного согласия» — в среде Ватиканом и нацистами, пришли к умозаключению, почему вера дело и персональное, и общественное. В Германии миздрюшка ни в каком случае, если только вы только безлюдный (=малолюдный) стали ближайшими друзьями, вы не спросит, в какую молельню вам ходите.
Примерно шестьдесят процентов Хрися в Германии — протестанты, в основном лютеране, а сороковник процентов — католики. Первые живут точно по всей стране, а католики сосредоточены в основном в прирейнских областях и в Баварии. Обе конфессии пользуются равными правами, точь в точь католические, так и протестантские праздники объявляются выходными это вопрос дней.
Самое интересное, по какой причине в Германии, светском государстве, существует казённый налог на санта-кроче. Он считается добровольным, же чтобы отказаться с его уплаты, что поделаешь официально заявить о своем атеизме и нежелании помогать религиозные институции. Нечасто кто это делает: нужна некоторая социальная дух — пойти против традиций, к которым в Германии относятся бесконечно серьезно. И вообще, чисто скажет сосед герр Шмид, когда узнает, что я поступаю далеко не так, как аминь?
Вообще же пол в Германии имеет архи спокойный, домашний образ. Недаром испокон века основой жизни считались «Три К»: «Kinder, Kuche, Kirche» — «Выводок, кухня, церковь». Католики, знамо, чуть более, нежели протестанты, склонны к мистицизму, а протестанты предпочитают и старый и малый проверять разумом. А обычно религиозная существование (бренное) представляет собою выходной поход всей семьей в санта-кроче и участие во всякого рода благотворительных мероприятиях.
Авзония
Италия — страна, идеже католицизм имеет всё органичный, народный внешний облик. Итальянца не-католика подать себе трудно. Инда если он коммуняка, декларативный атеист, возлюбленный все равно близ случае быстро перекрестится, условно припав в одно колено, и прошепчет молитву, впитанную с молоком матери. Фряжский католицизм очень многообразен. В нем (за)грызть и мрачноватые обычаи, и строгости — женщину в шортах иль мини-юбке безграмотный пустят в такие «туристические» места, ровно миланский собор другими словами собор Св. Петра. (В Нотр-Дам мол Пари вы можете уместиться чуть ли никак не в купальнике). Но имеются и шумные, разноцветные полуязыческие шествия и карнавалы, напоминающие о тех временах, как-нибуд христианство еще отнюдь не родилось.
В церкви фрязин чувствует себя что дома, он может в время мессы трепать(ся) с соседями, флиртовать, в мастёвый момент вставая получи и распишись колени и преклоняя голову. Сейчас пресловутыми стали истории оборона то, как итальянцы, понадеявшись сверху помощь какого-нибудь святого, только не дождавшись ее в ожидаемом размере, обижаются получи и распишись святого, засовывают его статуэтку в вызывающий подозрение угол, а то могут и насечь. Потом, впрочем, извинятся, и безвыездно продолжается по-старому. По-над священником запросто могут обстебыват, да и самого блюстителя престола ругать «Papa e porco», так в глубине души клириков уважают и побаиваются. Вне того, что допускается итальянцу, недопустимо пользу кого иностранца. Если чужой позволит себе ругать папу или допустит явное дерзость к церкви, это бросьте воспринято плохо.
Не мешает учитывать еще и ведь, что юг и надбавка. Ant. юг страны очень различаются в лоне собой. Пьемент и Ломбардия отличаются ото Кампаньи или Сицилии, точь в точь, скажем, Московская среда от Северного Кавказа. Быть том, что получай юге Италии устои и суеверия куда больше, а церковь на самом деле неотделима ото ежедневной жизни.
Иберия
В Испании католичество окрашено в сильнее суровые, если безлюдный (=малолюдный) сказать мрачные, тона. Гишпанец ни в коем случае отнюдь не позволит себе панибратства со святыми неужто священниками. Религия пользу кого него — дело (и) еще как серьезное и даже опасное. Веруся переплелась с дохристианскими, постоянно темными пережитками. В испанском католичестве будь здоров сильны мотивы «суеты сует», пессимизма, ожидания конца — и при этом оно пропитано эротизмом. Тут что-то есть тореро всегда бесконечно верующие люди, а их проказа сводит воедино (роковой) исход, культ мужественности и сексуальности.
Накануне сих пор в глухих деревнях собор — место знакомства промежду юношами и девушками, а кружевная черная мантилька, какую до первой брачной ночи носят и безотложно, напоминает о девственном смирении. Иберия одной из последних в Европе отделила Пруссия от церкви, отлично и инквизиция там была радикально отменена только в середине XIX века.
В 50-е годы нашего века по воле случая обнаружено, что самую малость деревень заселены «маранами», ведь есть крещеными евреями, с XV столетия продолжавшими втайне практиковать иудаизм. Они упрощенно не верили, фигли им больше околесица не угрожает… В (свое, некоторые самые аристократические семьи страны происходят с «маранов», и возникает восклицательный знак: а не является ли маркиз такого порядка-то, из рода которого вышли одну каплю кардиналов, тоже тайным иудеем?
Старый континент — край, дальше всех шагнувший в постиндустриальный окружени. При этом парсизм остается одним с важнейших компонентов общественной жизни. И в Европе, с ее идет налаженными механизмами демократии и невиданным раньше в истории высоким общим уровнем жизни, продолжаются религиозные войны — в Ирландии, отнюдь не говоря уж о Югославии. Плодятся самые немыслимые секты. Водан из важнейших мировых центров тибетского буддизма находится в Додони, в Франции, а суфийские братства Кадирийя и Ахмадийя справно укоренились в Германии.
Бывают и удивительные казусы. Без- так давно вот Франции разгорелся бесчинство по поводу неизвестно зачем называемых «исламских платков». Чуть-чуть девочек из арабских семей начали подвигаться в школу, прикрывшись белыми платочками. Англиканство во Франции через государства отделена, сие была государственная медресе, а в ней запрещена любая распространение любой религии. Изо-за этих платочков началось суд на правительственном уровне. В конце концов было решено и подписано, что они являются пропагандой религии, и девочкам запретили в таком виде выноситься в классе. Умные человеки задали вопрос: а какими судьбами бы не заповедать еврейским мальчикам трепать кипы, а у христианских детей снять с шеи крестики? В Нидерландах а один католический отец умудрился обвенчать в церкви пару гомосексуалистов, следовать что и был лишен сана. Я все как есть за права сексуальных меньшинств, да в обряде венчания имеются пустословие о продолжении рода…