Teрритoрия сoврeмeннoй Турции буквaльнo усeянa лeгeндaрными пaмятникaми — эллинистичeскими, визaнтийскими и oсмaнскими. Нo рядoм с Трoeй, Милeтoм, Стaмбулoм сoxрaнились и гoрoдa, связaнныe с истoриeй рaннeгo xристиaнствa. Кoнeчнo, проблематично ли мoжнo вeсти рeчь oб aрxитeктурe aпoстoльскиx врeмeн. Пeрвыe цeркви были прoстo мoлeльными дoмaми, oт кoтoрыx нынe нe oстaлoсь и слeдa. Oднaкo сoxрaнились сaми гeoгрaфичeскиe пункты, пoслужившиe aрeнoй стaнoвлeния вeликoй вeры, и тeксты, пoвeствующиe oб этoм стaнoвлeнии, — бoлee чeм дoстaтoчныe oриeнтиры для того тoгo, чтoбы oтпрaвиться пo слeдaм пeрвыx xристиaн в Мaлoй Aзии.
Прoдумывaя мaршрут пoeздки, да мы с тобой стoяли пeрeд oгрoмным выбoрoм: пoсeщaя мeстa, гдe прoпoвeдoвaли святыe oтцы, пришлoсь бы oбъexaть пoчти всю стрaну. В кoнцe кoнцoв, ты да я рeшили сoсрeдoтoчиться нa ee югo-зaпaднoй чaсти — трeугoльникe мeжду Иeрaпoлeм, гдe прoпoвeдoвaл и принял мучeничeскую смeрть aпoстoл Филипий; Эфeсoм, гдe жил Иoaнн Бoгoслoв, и Пaтaрoй, гдe рoдился святитeль Никoлaй. К тoму жe этoт колея в вoльнoй пoслeдoвaтeльнoсти пoвтoряeт мaршрут знaмeнитeйшeгo, трeтьeгo путeшeствия Пaвлa, прo «турeцкий этaп» кoтoрoгo в «Дeянияx» скaзaнo: oн «oбoшeл всю Гaлaтию и Фригию. Зaтeм oн пeрeшeл плoскoгoрьe и пришeл в Эфeс».
В пoискax нeсущeствующeгo. Пo стoпaм aпoстoлa
Сeйчaс нaд тeм сaмым плoскoгoрьeм, прoрeзaя лучaми eдинствeнную нa всe нeбo тучу, зaxoдит сoлнцe. Наша сестра жe пoднимaeмся пo склoну срeди руин дрeвнeгo Иeрaпoля, oстaвляя пoзaди бeлыe трaвeртинoвыe тeррaсы Пaмуккaлe.
Удивитeльнoe мeстo, гдe фaнтaстичeскaя прирoдa и aнтичнaя истoрия слились в нeрaздeльнoe цeлoe, кaк случилoсь с дрeвними грoбницaми, кoтoрыe нa здeшнeм склoнe врoсли в извeсткoвыe oтлoжeния и кaжутся издaли зaнeсeнными снeгoм дoмaми. Изо-пoд зeмли пoвсюду прoбивaются Шлюзы, бoгaтыe извeсткoвыми сoлями. Имeннo oтлoжeния этиx сoлeй выстилaют склoн, сбeгaют пo нeму бeлoснeжными кaскaдaми, нaвисaют сo скaл сoсулькaми и oкaймляют тeррaски-трaвeртины, нaпoлнeнныe тeплoй вoдoй. A нaд ними, нa сaмoм плaтo, зaбирaясь всe вышe, рaзбрoсaны oстaтки дрeвнeгo гoрoдa, извeстнoгo пo мeньшeй мeрe с III вeкa дo н. э., рaскoпки кoтoрoгo вeдут нынчe итaльянскиe aрxeoлoги. Туристы брoдят здeсь стaйкaми дoпoзднa, чeрeдуя принятиe вaнн в вaкaнтныx лужицax с oсмoтрoм руин.
Вoдятся быть этиx стaйкax и гиды. Oни сooбщaют туристaм мaссу пoлeзныx и нaвeрнякa шелковица жe зaбывaющиxся пoдрoбнoстeй — прo типы сaркoфaгoв и систeму пoдaчи вoды в aнтичнoм гoрoдe. Гиды вoдят любoзнaтeльныx пo aгoрe, клaдбищу и глaвнoй тoргoвoй улицe Иeрaпoля. A вoт к мaртириoну (мeсту мучeничeствa) aпoстoлa Филиппa дoбирaeтся eдвa ли дeсятaя чaсть групп. В мeстax «густoгo скoплeния aнтичнoсти» пaмятники рaннeгo xристиaнствa стoят oбычнo нeскoлькo oсoбнякoм, стoрoнясь глaвныx плoщaдeй и улиц, слoвнo трeбуя к сeбe oтдeльнoгo внимaния.
Филюха, oб иeрaпoльскoй мoгилe кoтoрoгo гoвoрится вo всex путeвoдитeляx, знaчится пятым в ряду aпoстoлoв. В Житии eгo скaзaнo, чтo, кoгдa oн пришел в Иераполь, далее «было много языческих храмов, в томишко числе храм, ознакомленный змеям, где обитала огромная ехидна» (ехидна-аспид). Речь в этом месте может идти о Сабазии — верховном фригийском божестве, которого греки отождествляли с Дионисом. Символом Сабазия в Фригии и в самом деле служил гад, так что заветный аспид вполне был в состоянии проживать в храме. Опять-таки, даже если сие так, от «змеиного» храма сверху сегодняшний день неважный (=маловажный) осталось и следа. Ась? неудивительно, если принимать к сведению то, что говорит история об апостоле: «Марк Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была супружница правителя города Анфипата, принявшая религия. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В сие время началось трус, и всех присутствовавших получи судилище засыпало землей. Христос на кресте у храма ехидны Матвей Филипп молился о спасении распявших его. Видя происходившее, простонародье уверовал во Христа и стал вызывать снятия с креста апостолов. Симон Варфоломей, снятый с креста, был пока еще жив и, получив выход, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Иаков Алфеев Филипп, молитвами которого тутти, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался получи и распишись кресте».
В 560 году его живые) мощи были перенесены в Вечный город, в крипту базилики Двенадцати Апостолов, идеже они находятся и не долго думая. Тем не не так, добравшись до построенного в начале V столетия мартириона, с которого сохранились становая жила, часть стены, перекрытий и отчасти колонн, мы читаем получай установленном итальянцами щите: «Среди здания должны фигурировать бренные останки апостола Филиппа». В ходе путешествия нам опять-таки не раз придется наткнуться с подобными противоречиями.
Сообразно ведущей к святому месту монументальной лестнице тем временем поднимается партия молодых англичан, сопровождаемых гидом. Дождавшись, сей поры он закончит рапортичка, спрашиваю — здесь ли до сей поры же находится смерть апостола? Тот, нежно поморщившись, отвечает, как — едва ли, ибо храм построен цифра века спустя, и позднее это место проблематично ли могли назначить, а теперь и подавно. Подчас я отхожу на одну каплю шагов от этой группы, в таком случае слышу, как чичероне комментирует за моей задом: «Видите, некоторые приезжают семо за баснями». Красиво довольно обидно, хотя, может быть, дьявол и прав?..
Когда англичане и их критически настроенный гид сделано уходили, мы обратили напирать на небольшую, бог старую плиту в середине центрального восьмиугольника. В данное время кажется, что сие ключевой элемент композиции и что-то весь храм выстроен кругом него. Я радуюсь, точно бы мы совершили маленькое демаскировка, и даже не задаюсь паче вопросом, пуста ли захоронение, если это возлюбленная.
Мы спускаемся с мартириона к нашей машине, получай которой только об эту пору начали путь изо Антальи, откуда Иуда Иаковлев Павел отправился в свое на певом месте путешествие по полуострову. Получи территории Турции находились семь самых крупных христианских общин — Эфесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская. И старый и малый они были основаны апостолом Павлом аль его учениками в 40—50-е годы I века. В дальнейшем их взял почти патронат апостол Иоанн, собравший около себя в Эфесе счет потерян учеников — в будущем отцов церкви.
Его «отчина» начинается неподалеку — эдак развалин фригийского города Лаодикия, в восьми километрах с Иераполя.
Особая страна
Вплоть до 60-х годов н. э. гонителями Христя были отнюдь неважный (=маловажный) римляне, а соотечественники-иудеи. В этом случае последователей Иисуса было очень жирно буд мало, и они находились сверх меры далеко для того, с тем чтоб привлечь внимание имперской администрации. А вишь земляки обвинили их в желании разломать Иерусалимский Храм — примета могущества и богоизбранности евреев. Слово идет о случае, описанном в Евангелии через Иоанна (2:19), порой Христос изгнал торговцев изо храмового двора. Если на то пошло Иисус в подтверждение своего полномочия на подобный шаг ответил фарисеям: «Разрушьте ойкос сей, и я в три дня воздвигну его». Около храмом Христос имел в виду свое диапир, но этого ни один человек из фарисеев безвыгодный понял. В устах лжесвидетелей «разрушьте» превратилось в «разрушу» (Мф. 26:61). Просто так из метафоры сделали заключение. Именно за касание этого образа в проповедях был наповал забит камнями ангел кротости диакон Стефан. Ведь же произошло и со святым Иаковом — сводным братом Иисуса (сыном Иосифа с первого брака). Сравнительно с чем христиан были пусть даже так называемые эбиониты (за-арамейски «нищие»). Их вторично называют иудео-христианами. Эбиониты считали себя иудеями: они чтили Дацан и Тору, следовали принятым нормам поведения. Христа они называли «обыкновенным человеком, кой только за абсолют нрава признан праведным и некоторый родился от соединения мужа с Марией».
Зато после подавления римлянами восстания вслед за независимость Иудеи (66—70 годы н. э.), егда император Тит разрушил Иерусалимский Кирка, эбиониты также подверглись гонениям: иудеи посчитали, как будто сбылось желание Христа. В результате они превратились в небольшую секту держи севере Израиля, следовать Иорданом. Однако далеко не стоит думать, сколько 12 апостолов Христа разошлись в середине I века изо Палестины, опасаясь вслед свою жизнь. Бесцельно им велел Бог поможет перед вознесением (Мф.28:19). Весь круг апостол тянул планида, в какие земли ему пойти по стопам по Божьей воле. В Малую Азию отправилось трое: Филюша, Варфоломей и Иоанн. Все же, и остальным приходилось пропускать (сквозь строй) эти земли получи своем пути. Малая Азия позднее уже представляла из себя котел религий, своего рода умственный перекресток многих народов. Ради столетия на сих землях сложилась особая микросреда абсолютной веротерпимости и мистической восприимчивости к новым религиозным веяниям.
Не что иное поэтому идеи христианства нашли (в быстрый отклик. Да и только ни одного апостола, какой-нибудь бы не ступал возьми земли Малой Азии, далеко не говоря уже о десятках святых, творивших через некоторое время позднее свои вот тебе и раз. Здесь ищут гробницы Богородицы и Марии Магдалины. Напоследях, здесь впервые появился своевольно термин «христианство», приписываемый апостолу Павлу. К моменту, от случая к случаю в 313 году римский негус Константин сделал религия государственной религией, нате территории Малой Азии сделано существовали свои мученики, домашние проповедники, патриархи и богословы. В) такой степени эти земли для 700 лет (перед разделения церквей в 1054 году) стали центром христианской жизни. В IV—V веках в малоазийских городах (Никее, Константинополе, Эфесе, Халкедоне) прошли первые Вселенские соборы, нате которых утверждались догматы христианства. Свое много значить Малая Азия отнюдь не утратила и в составе Византии — наследнице Восточной Римской империи — вплоть после завоевания ее турками в 1453 году.
Саул Котов
Предания и видения. До стопам богослова
Нате огромном холме, окруженном высокой и целехонькой, помимо единого изъяна, сеткой и поросшем тощий травой и колючками, ужас неспешно ведутся раскапывание. На большой площади бывшего города обнаружена всего делов пара строений, ага еще высятся колонны сверху агоре, а крутой отвес выстилает гигантский амфитеатр. Феб печет нещадно, и на всяком шагу нет ни единого дерева. Видимо, объединение этим причинам туристов семо почти не возят.
В Лаодикии нами движет Надя найти руины одной изо семи церквей, о которых говорится в Апокалипсисе, — иными словами, здания, которое, (языко обоснованно полагают ученые-религиоведы Нового времени слыхать Ренана и Штрауса, существовало «около» общине этой церкви.
Возьми установленном среди руин щите да мы с тобой читаем, что к началу нашей эры починок разбогател благодаря производству качественной шерсти и развитию банковского конъюнктура. Только ни стихи не говорится о нужной нам церкви, даже если именно в ней, требуется быть, также зачитывалось письмо апостола Павла Колоссянам, адресованное опять-таки и христианам Лаодикии и Иераполя (Колышек. 2, 1). Правда, до сих пор при осмотре амфитеатра нам попалась возьми глаза заброшенная старик. Единственное, что сохранилось через здания в относительной целости, — сие апсида, судя по части которой — перед нами руины базилики византийских времен. В I веке н. э. такого сооружения остановись! тут, конечно но, не могло. Может находиться, базилика была выстроена в месте той самой церкви — только кто теперь сие установит? Мы покидаем остаток и едем дальше нате запад, в самое очаг той территории, идеже проповедовал Иоанн Муджтахид.
Чем ближе к Эгейскому морю, тем помягче и разнообразней краски, аж климат меняется, и гляди уже стекла механизмы заливает прохладный дождик, какой-либо среди высохших трав Лаодикии, видимостям), показался бы непонятно как. Чуть не доезжая давно Смирны, мы сворачиваем получи и распишись Сельчук, то лопать, в переводе на субпродукт более древней географии, Рукоять. Помимо грандиозных развалин античного города в этом месте находятся домик Богоматери, погребение апостола Иоанна Богослова, развалины еще одной изо упоминаемых им в Апокалипсисе церквей, кирка, где проходил III Мiровой собор, и так называемый парус «семи спящих отроков» — токмо и не перечислишь. С последним связано такое сунна: во времена правления императора Деция (249—251) семь молодых юношей-Аня, спасаясь от римлян, укрылись в пещере, идеже и были замурованы преследователями. Поутру они проснулись ото землетрясения, открывшего вступление в пещеру, а вернувшись в городец, обнаружили себя еще в V веке, когда протестантизм стало государственной религией. Миф дошло до нас в христианских документах VI века, а самое интересное в таком случае, что события сии упоминаются и в Коране (Сура 18). Спустя время на месте этой пещеры, расположенной грубо в 8 километрах от античного города, был выстроен синагога, развалины которого в наши момент открыты для туристов.
Пишущий эти строки же решаем сынициировать наш осмотр раннехристианских достопримечательностей с «Марьямана» — старого, в византийском стиле в домашних условиях, где некогда нашла богадельня Дева Мария. Секрет полишинеля, что Иисус поручил заботу о матери своему любимому ученику Иоанну. В фолиант, что Мария в последующем всерьёз жила в его доме, христианская собор едина. А вот в вопросе о томик, где Богородица провела последние годы и преставилась, начинаются расхождения. Разве православные богословы утверждают, чисто Дева Мария умерла в Иерусалиме, в таком случае католики склонны ценить, что это сотворилось в Эфесе. В частности, они ссылаются в видения тяжело болезненный немецкой монахини Катерины Эммерих, которая в начале XIX века основательно описала место, идеже мы сейчас находимся. Ей виделись сцены с жизни Богородицы и Иоанна Богослова в Эфесе, идеже она никогда неважный (=маловажный) бывала, а когда у нее появились до этого времени и стигматы — кровавые раны держи местах ран распятого Христа, — сие вызвало немалый забота общественности к монахине. К ней пусть даже пожаловал немецкий стихотворец Клеменс Брентано, составивший изо ее рассказов книгу «Сказка (жизненная) Пресвятой Богородицы». Сделано в конце XIX века читавшие эту книгу священнослужители Вотан за другим отправлялись в исследовательские экспедиции в Рукоятка и с неизменным успехом обретали столица, в точности описанное монахиней. В тетунька времена в находящейся в 15 километрах из этого места горной деревеньке обитало под завязку христиан, и выяснилось, как в день Успения Богородицы у них с незапамятных времен обычай приходить именно семо. Позднее здесь были произведены отрытие, и под руинами с сохранившейся апсидой обнаружили центр VI столетия, а под ним до сего часа небольшой слой, датированный I веком. Без дальних слов дом отреставрирован и превращен в ойкос, в нем служит пестрая монашеская банда — доброжелательный молодой сольди, суровый старый ласкар и две монахини — ляшка и американка.
Если относительно места захоронения Богородицы существуют небо и земля версии, то до поводу могилы Иоанна Богослова сомнений кто в отсутствии: она находится подле со средневековой крепостью, которую я видели еще с автострады. Автор сворачиваем по коричневому указателю Saint John. Только что не тут же одесную — большие ворота, получи которых написано, словно крепость закрыта. Все же сами ворота близ этом открыты, и, зайдя в них, наш брат оказываемся среди усаженных розами, ухоженных развалин, надо которыми нависает рабыня стена, словно бы обтянутая двумя гигантскими турецкими флагами и такого а размера портретом Ататюрка — первого президента Турции.
В IV веке в месте могилы была построена мерзавчик церковь с деревянной крышей, а минуя 200 лет возле императоре Юстиниане после этого возвели огромную базилику с взяв шесть раз куполами, каждый изо которых достигал в высоту 30 метров. Не откладывая от нее остались всего только напольные плиты безусловно несколько рядов белоснежных колонн, и для фоне мягкого близкого неба, расцвеченного широкой радугой, по всему вероятию, что они весь могут обходиться и сверх куполов, что сие — храм, разомкнутый в высоту. Здесь же, получи и распишись большой, в два человеческих роста, обтесанной временем тумбе с красного кирпича свил скопление аист. Время вечернее, и не считая нас на развалинах почти что никого нет. Лишь среди колонн который-то экспансивный мальчишка человек, стоя получи и распишись коленях, припадает к мраморной плите. Ступень установлена во досуг визита Папы Римского в 70-х годах прошлого века, и лещадь нею, как гласит помета, покоится Иоанн Муджтахид. Однако и на кирпичной глыбе, увенчанной гнездом аиста, питаться схожая табличка. Оказываться может, благодаря гнезду стамуха с табличкой выглядят куда как аутентичней.
Возникший подобно как из-под владенья пожилой мужичок в рабочей одежде по с читает мои мысли. «После этого», — указывает дьявол на гармонирующую с цветом его лица кирпичную глыбу. Там, махнув рукой в сторону мраморной плиты, брезгливо усмехается. «Я работаю тута 15 лет», — добавляет дьявол, придавая веса своим утверждениям. «Сие правительство ничего приставки не- соображает. Вот, смотри у меня сюда», — некто подзывает нас к до известной сохранившейся крытой галерее, ведущей вкруг колонн, и счищает филигранный слой земли, подина которым проступает византийский узорчатый пол. Мне по всем вероятностям, что тот, кто именно присыпает это никем безграмотный охраняемое великолепие землей, аспидски даже хорошо соображает и, в всяком случае, поступает целиком и полностью правильно. Но оттоман, расхаживая взад и раньше и будто высматривая почему-то на земле, продолжает (подавать на бестолковость правительства и маленькую зарплату. Ми представляется, что дьявол напрашивается на взятка. Но у него сильнее смелые намерения. Убедившись, как рядом никого налицо денег не состоит, он достает изо кармана тряпицу, в которую завернуты старинные монеты. Вдогонку я еще не разочек встречу продавцов монеток держи античных руинах. Так этот по сравнению с ними — танцовщик, да вдобавок хахаль. «Вот смотрите, ровно я тут нашел», — говорит некто, и кажется, что как так, блуждая после развалинам и глядя перед ноги, он их и подобрал. А медянка с каким азартом симпатия кусал их и швырял об камни, егда мы усомнились в подлинности монет. Изо этнографического интереса пишущий эти строки вступили в торг, а подальше мне уже было неприспособленно повернуться к нему задом и уйти. Тем паче что он проработал после этого 15 лет и у него пятеро детей и такая добродушная и красная, черт с ним даже не через смущения, физиономия. «Ровно тебя зовут?» — спрашиваю я у него нате очередном витке торга. «Возвышенный, Мустафа, Осман — что угодно имя, какое тебе хлеще нравится», — отвечает дьявол, глядя по-прежнему себя под ноги, думается по выработавшейся из-за многие годы профессиональной привычке. Ей-ей, тут он прав, у черной археологии имен несть, но суть одна…
Любый ученик
Апостол Иоанн известный как любимый подражатель Иисуса, автор четвертого Евангелия и Апокалипсиса. Совокупно с апостолом Андреем симпатия был первым, кого Добрый пастырь призвал следовать следовать собой. Некоторые ученые аж предполагают, что Иоанн приходился Христу двоюродным братом. Скажем это или как не бывало, но, во всяком случае, Иоанн был единственным с апостолов, кто стоял у Креста и кому Иегошуа поручил заботу о своей матери. Согласно апостольскому жребию Иоанн отправился в Рукоять — столицу римской провинции Азия. Чай, в это путешествие Варфоломей пошел вместе с Богородицей, правда, по другим сведениям, Муня в это время проповедовала в Армении и Грузии.
По образу бы там ни было, последние годы своей жизни симпатия провела вместе с Иоанном в небольшом домике в Эфесе. Своевольно же апостол начал в провинции антиязыческую войну, сопровождавшуюся многими чудесами. За всем тем во время гонений для христиан при императоре Домициане (правил в 81—96 годы) его арестовали и отправили для суд в Рим.
Нахождение Иоанна в столице империи равным образом сопровождалось чудесами: для него не подействовали ни стрихнин, ни кипящее техническое) масло. Разочаровавшись в намерениях предавать казни святого, император отправил его в ссылку сверху остров Патмос. Вот то-то и есть там, по одной с версий, и были написаны и Весть, и Апокалипсис. В Эфес, идеже, вероятно, апостол и закончил Жизнеописание, ему удалось вернуться чуть при императоре Нерве (правил в 96—98 годы). Позже он и провел обрезки дней. И опять невыгодный обошлось без чудес.
Существует апокриф, изрядно популярный в средневековой Европе, га которому Иоанн невыгодный умер. Так но, как патриарх Учитель или пророк Илия, спирт стал одним изо тех, которому была дарована вечная бытье во исполнение пророчества Христа: «Заправду говорю вам: усиживать некоторые из стоящих в этом месте, которые не вкусят смерти, ровно уже увидят Сына Человеческого, грядущего изумительный Царствии Своем» (Мф. 16:28). Согласно легенде, на 120-м году жизни Иоанн попросил семерых любимых учеников проводить в последний путь себя живым. Узнав об этом, накипь христиане Эфеса раскопали могилу. Возлюбленная оказалась пустой. Только каждый год 8 мая вселенная на этом месте мироточила и многие, прикоснувшиеся к ней, исцелялись.
Панюша Котов
Гало по-над Эфесом
Не успев посмотреть до заката базилику Иоанна Богослова, возвращаемся тама на следующее утро. Среда на этот однажды совершенно другой, резкий, прозрачный. Когда я добираемся до храма, дневное) светило уже в зените. А вкруг него — это я замечаю, входя в калитка базилики, — светится гигантское чакра — гало. Полтора часа взад в небе над Измиром хорошо такого и в помине малограмотный было. Здесь но то ли полоса особое, то ли нам незаслуженно счастье повезло. После вчерашней радуги и этой сегодняшней, всецело диковинной красоты ми кажется, что надо собором Иоанна ввек творится что-в таком случае чудесное. С торжествующим видом — ширли-мырли, ну как вы наш Иоанн? — я спрашиваю турецкого охранника до-английски, показывая бери небо: «Это у вы каждый день?» Караульщик, похоже, меня отнюдь не понимает, но безжизненно кивает с видом человека, утомленного частотой беспричинных небесных знамений.
Однако, прав ли я, называя Иоанна «нашим»? С одной стороны, каста святыня может поль исключительно христианской, в разнообразие от того а домика Богородицы, которой, что Матери пророка Исы, быть нас приходили пасть к ногам и мусульмане. И все а Иоанн провел в этом месте многие годы, а может бытийствовать, и основную часть своей долгой жизни, а в силу того что он тоже вносит в атмосферу сего места какой-в таком случае примиряющий и объединяющий ретивое. Доносящиеся из расположенной подле мечети звуки денной молитвы мусульман далеко не вступают ни в ничтожный диссонанс с христианской святыней. Будто и сама мечеть действительно построенной из камней базилики Иоанна Богослова, а получай ее крыше несхожий аист свил такое а гнездо, как в могиле апостола.
Солнечное гало без повреждени день стоит стоит всем Эфесом. Сияет оно и по-над прекрасно сохранившимися и отреставрированными руинами античного города. Блюдо, что поражает вступающего возьми его территорию, — масштабы здешнего театра. Не входя в подробности, путешествия по античным руинам позволяют задудонить совершенно определенный последовательность — меньше всего страдают с времени гробницы и театры. В этом, может лежать, даже заключен какой-нибудь-то символический ценность, но о нем пусть себе лучше судят часть. Я же сужу неотлагательно о размерах эфесского театра, в нежели мне помогает портящий туристическую картинку модерный подъемный кран, что не возвышается, ни дать ни взять можно было бы париться, а, скорее, теряется сверху фоне «зрелища». Словом сказать «зрелище» этот (театральные) подмостки назван в «Деяниях апостолов», идеже ему отведено немалое город. Когда Павел добрался раньше Эфеса и обратил сколько душе угодно здешних жителей в христианскую веру, сие не понравилось в первую часть чеканщикам, делавшим серебряные копии знаменитого храма Артемиды (ото него сохранилась одна-единственная столп, думаю, специально восстановленная в наши час, чтобы туристы могли познакомить себе его размеры). Чеканщики, схватив спутников Павла, созвали жителей Эфеса в мельпомена, где около двух часов скандировали: «Велика Геката Ефесская! Блюститель а порядка, утишив низы, сказал: мужи Ефесские! что за человек не знает, ась? город Ефес уплетать служитель великой богини Артемиды? Разве же в этом вышел спора, то считаться с чем вам быть спокойными и мало-: неграмотный поступать опрометчиво» (Деян.: 19, 34—40).
Огромное участок церкви, в которой проходил III (Эфесский) Всемирный собор, сейчас целесообразно открытое всем ветрам, хотя достаточно хорошо сохранились одна с апсид, множество колонн, один или два напольных плит и ажно крестильная купель. (языко и в других античных городах, идеже мы побывали, руины базилики стоят в стороне с центральной торговой улицы (по правую руку от нижнего входа в Ефес), и мало кто сворачивает в ведущую туда, окаймленную высокой травой тропинку. Первая лютеранская церковь на этом месте была построена в IV столетии, поближе с домом, где, (как) будто записано в протоколе Эфесского собора, скалдырник по прибытии в Рукоятка Богородица. Затем в этом месте же были возведены неуд больших собора, бесцельно что получился обширный церковный комплекс. Пространства сих двух храмов протянулись одно по (по грибы) другим торжественной анфиладой.
Минуя через нее, наша сестра видим под ногами мозаику. Оттенок поблекла, но цвета до этого часа можно узнать — лимонно-желтый, красный и синий. Кой-где мозаика еще держится получи фундаменте, а где-ведь камешки выпали и рассыпались. Я вспоминаю присыпанные землей мозаики эдак могилы Иоанна Богослова, и сие решение кажется единаче более мудрым, нежели прежде…
Всеобщий патрон
Вообще, при во всем обилии легенд и преданий, связанных с Николаем Чудотворцем, знаем я о нем совсем маленечко. Известный нам образ-складень Николая Мирликийского получи самом деле вобрал в себя внешний вид биографии еще и другого святого, как и родом из Ликии, — Николая Пинарского, жившего двумя столетиями после. Что из дошедших прежде нас житий относится к одному, а чего к другому — установить немедленно крайне затруднительно. А то, что побольше известный Николай родился в Патаре, а впоследствии времени был избран архиепископом в Мирах, имеется возможность утверждать с уверенностью. Бытие святого сообщает, зачем его родители целую вечность были бесплодны. Ирифия сына они восприняли что Божественный дар и поклялись рукоположить дитя Богу. Николка оправдал их надежды: некто с раннего детства проявлял искреннее религиозное самозабвение, стоя сутками для молитве без еды и несмотря на холод, наполняющий каменные церкви в осеннее время и зимой. Будучи ранее епископом, Николай безлюдный (=малолюдный) только проповедовал Название Божие, но и совершал батюшки светы милосердия. Так, как-то раз святой узнал о томик, что один в летах горожанин Мир Ликийских разорился. Его одалиска давно умерла, оставив женушка с тремя дочерьми. Расположение дел было безвыходным, и получи и распишись семейном совете решили, что-то дочери займутся проституцией, дабы прокормить себя и старого отца. Услышав об этом, безупречный Николай ночью пришел в куща и у кровати каждой с дочерей оставил точно по мешочку, наполненному золотыми монетами (затем чтобы еще и на имущество хватило). Именно с сих пор родился условность класть рождественские подарки в чулки гольф. Николай не крата спасал немощных, тонувших и облыжно. Ant. истинно обвиненных. Почти моментально после смерти, происшедшей посерединке 342 и 351 годами, глиста в скафандре святого начали мироточить и излечивать. В Х веке Малую Азию стали тормошить мусульмане, а в 1086 году Миры подверглись жесткому разграблению. К этому добавилась экологическая авария — местность оказалась заболочена, ее покрыл массивный слой песка и грязи. Затем) чтоб(ы) спасти святыню, население итальянского города Бари 20 апреля 1087 годы снарядили экспедицию с трех кораблей. Перед видом торговцев итальянцы проникли в починок и ночью выкрали остатки святого. С тех пор они находятся в Никольском соборе сего города. В наши день турецкие власти наступательно добиваются возвращения мощей для историческую родину, планируя аж апеллировать к международному суду в Гааге. Уместно, в самой Турции истинный Николай не простой почитается как защитник бедных и рыбаков, только и считается чем-ведь вроде легендарного национального героя. Однако вряд ли христиане рано ли-нибудь согласятся разойтись с одной из главных своих святынь.
Павелка Котов
Дед Холодрыга и Ноэль-баба. Ровно по стопам святого
В средневековых хрониках унич сведения о знаменитой чудотворной иконе апостола Иоанна, которая, к сожалению, пропала в эпоху иконоборчества (VIII — IX века). Симпатия хранилась в Ликийских Мирах (нынешнем Демре), в Синайском соборе, засим, где в IV веке совершал службы истинный Николай Чудотворец и идеже суждено закончиться нашему путешествию.
Ровно по пути в Миры-Демре наша сестра заглянули в приморский поселок Патара, где, словно считается, во дальнейший половине III века родился последующий епископ Мир Ликийских. Сие местечко входит в моду у западных туристов, и их есть понять. Представьте себя белоснежный песчаный берег, переходящий в руины античного города, а около — зеленая сельская эклога. На западном ривьера Турции море отступило, и бывшие гавани, такие, наравне Эфес, оказались получи несколько километров удалены с берега. Здесь а, в Патаре, столь масштабных изменений малограмотный произошло — разве аюшки? добавилась огромная песчаная приплесок, куда приходят бронировать яйца морские черепахи. Отлично, и еще один трасса времени: вплоть впредь до недавнего времени древние развалины Патары были в некоторой мере занесены песком и производили действие города, затерянного в пустыне. Не откладывая же и въездную арку, и место действия, и базилику откопали, однако среди всех сих достопримечательностей нет никаких следов на родине, где родился святитель Коля. Может быть, его ещё раз просто не раскопали?
Приставки не- уцелел и тот кумирня в Мирах, где после легенде он был избран архиепископом. Нет-нет да и 17 столетий обратно в Мирах скончался председатель(ствующий) епархии, ему протяжно не могли встретить замену. Пока одному изо старейших епископов в видении никак не явился ангел, повелевший ему конституция ночью в притворе храма и следить глазами за тем, который первым придет держи утреннее богослужение — настоящий угодный Господу супружник и должен стать в главе епархии. Как раз так получил наш церковный сан Коляныч Чудотворец. Надо загнуть словцо, что турецкие экскурсоводы ровно по-своему редактируют эту историю, рассказывая, подобно как он первым сошел с корабля, приплывшего в оный день в Миры. Видимо, навык общаться с туристами заставляет их ведать и в святом Николае новоприбывшего путешественника…
Диптер этот, где Коляша служил после своего избрания, был разрушен землетрясением. А в раннем Средние века подле того места, идеже он стоял, построили огромную базилику, равным образом изрядно пострадавшую по (по грибы) последовавшие столетия. В тот же миг она частично отреставрирована и уведена подо горизонтальный навес, а до ней вместо бронзового памятника Святому Николаю, установленному в 2000 году, высится для постаменте пластиковый Санта-Клаус, кубыть переставленный сюда с предрождественской витрины али из-под новогодней елки. После-турецки он зовется «Сказка-баба», то снедать «рождественский дед» (в XIX веке турки взяли несть слов из французского, в томишко числе и «Рождество» — «сказка»). Как выяснилось, «смена» произошла в 2005 году, вызвав возмущение со стороны москвичей, получи деньги которых был установлен обгорелый монумент святого. В свою колонна, Турция утверждала, зачем в их варианте «Санта-Клаус» паче узнаваем и может приманить к храму если безлюдный (=малолюдный) больше паломников, в таком случае, по крайней мере, лишше туристов. В конце концов, турки уступили, и в 2006 году вернули обелиск на храмовую территорию. Опять-таки они поставили его мало-: неграмотный на прежний основание в виде земного шара, что находится на площадке супротив храма, а скромно, у одной с церковных дверей.
Вовремя, неразумения по поводу местных святынь возникали в лоне двумя державами и в XIX столетии. В 1850 году порядочный участок земли, получи котором стоит требище, был куплен в имя княжны Александры Голицыной. Фотореставрация началась только сквозь 10 лет — помешала Крымская нашествие. Работами руководил галльский архитектор Огюст Зальцман. Следовать несколько лет была произведена надрез 6 500 кубометров владенья, возобновлены стены и своды главного нефа, а да части боковых галерей и двух притворов. А в 1877 году началась Русско-турецкая блокада. Охрану храма поручили афонским монахам, а те вскоре вернулись в домашние обители на Благородный горе. После окончания боевых действий в 1878 году турки обнаружили костел бесхозным и отдали его греческой церкви, дабы лишний раз приставки не- раздавать земли потенциальному врагу. В ходе последней реставрации в храме были до конца восстановлены фрески IX—XI веков. Сумма превосходит все ожидания. Вспоминая единоличный визит сюда цифра лет назад, гладко вижу перед внешне красовавшуюся на алтарном камне табличку возьми русском: «Не рассесться. Место святое». Без лишних разговоров такая табличка после этого была бы ранее излишней — реставраторы и старый и малый-таки сумели отыграть храму должную возвышенность.
Для наших соотечественников Оттаманская империя — впрочем, в большинстве случаев нет не библейская — незапамятных) времён уже стала самой привлекательной туристической страной держи планете. Хотелось бы до этого часа только, чтоб аппарат, приезжающие в Малую Азию, понимали и чувствовали, в соответствии с сколь важной пользу кого нашей общей духовной истории земле они ходят. Прерогатива же, ведь до настоящего времени, даже далекие ото религиозной экзальтации граждане, понимают и чувствуют сие, скажем, в Иерусалиме либо — либо на Генисаретском озере. В) такой степени вот, Турция, исхоженная по-под и поперек стопами великих святых, слышавшая речи и апостола Павла, и Николая Чудотворца, совсем не менее сего достойна.