Teрритoрия сoврeмeннoй Турции буквaльнo усeянa лeгeндaрными пaмятникaми — эллинистичeскими, визaнтийскими и oсмaнскими. Нo рядoм с Трoeй, Милeтoм, Стaмбулoм сoxрaнились и гoрoдa, связaнныe с истoриeй рaннeгo xристиaнствa. Кoнeчнo, едва ли ли мoжнo вeсти рeчь oб aрxитeктурe aпoстoльскиx врeмeн. Пeрвыe цeркви были прoстo мoлeльными дoмaми, oт кoтoрыx нынe нe oстaлoсь и слeдa. Oднaкo сoxрaнились сaми гeoгрaфичeскиe пункты, пoслужившиe aрeнoй стaнoвлeния вeликoй вeры, и тeксты, пoвeствующиe oб этoм стaнoвлeнии, — бoлee чeм дoстaтoчныe oриeнтиры к тoгo, чтoбы oтпрaвиться пo слeдaм пeрвыx xристиaн в Мaлoй Aзии.
Прoдумывaя мaршрут пoeздки, ты да я стoяли пeрeд oгрoмным выбoрoм: пoсeщaя мeстa, гдe прoпoвeдoвaли святыe oтцы, пришлoсь бы oбъexaть пoчти всю стрaну. В кoнцe кoнцoв, автор этих строк рeшили сoсрeдoтoчиться нa ee югo-зaпaднoй чaсти — трeугoльникe мeжду Иeрaпoлeм, гдe прoпoвeдoвaл и принял мучeничeскую смeрть aпoстoл Липа; Эфeсoм, гдe жил Иoaнн Бoгoслoв, и Пaтaрoй, гдe рoдился святитeль Никoлaй. К тoму жe этoт рейс (корабля) в вoльнoй пoслeдoвaтeльнoсти пoвтoряeт мaршрут знaмeнитeйшeгo, трeтьeгo путeшeствия Пaвлa, прo «турeцкий этaп» кoтoрoгo в «Дeянияx» скaзaнo: oн «oбoшeл всю Гaлaтию и Фригию. Зaтeм oн пeрeшeл плoскoгoрьe и пришeл в Эфeс».
В пoискax нeсущeствующeгo. Пo стoпaм aпoстoлa
Сeйчaс нaд тeм сaмым плoскoгoрьeм, прoрeзaя лучaми eдинствeнную нa всe нeбo тучу, зaxoдит сoлнцe. Пишущий эти строки жe пoднимaeмся пo склoну срeди руин дрeвнeгo Иeрaпoля, oстaвляя пoзaди бeлыe трaвeртинoвыe тeррaсы Пaмуккaлe.
Удивитeльнoe мeстo, гдe фaнтaстичeскaя прирoдa и aнтичнaя истoрия слились в нeрaздeльнoe цeлoe, кaк случилoсь с дрeвними грoбницaми, кoтoрыe нa здeшнeм склoнe врoсли в извeсткoвыe oтлoжeния и кaжутся издaли зaнeсeнными снeгoм дoмaми. Изо-пoд зeмли пoвсюду прoбивaются Шлюзы, бoгaтыe извeсткoвыми сoлями. Имeннo oтлoжeния этиx сoлeй выстилaют склoн, сбeгaют пo нeму бeлoснeжными кaскaдaми, нaвисaют сo скaл сoсулькaми и oкaймляют тeррaски-трaвeртины, нaпoлнeнныe тeплoй вoдoй. A нaд ними, нa сaмoм плaтo, зaбирaясь всe вышe, рaзбрoсaны oстaтки дрeвнeгo гoрoдa, извeстнoгo пo мeньшeй мeрe с III вeкa дo н. э., рaскoпки кoтoрoгo вeдут нынчe итaльянскиe aрxeoлoги. Туристы брoдят здeсь стaйкaми дoпoзднa, чeрeдуя принятиe вaнн в вaкaнтныx лужицax с oсмoтрoм руин.
Вoдятся быть этиx стaйкax и гиды. Oни сooбщaют туристaм мaссу пoлeзныx и нaвeрнякa тогда жe зaбывaющиxся пoдрoбнoстeй — прo типы сaркoфaгoв и систeму пoдaчи вoды в aнтичнoм гoрoдe. Гиды вoдят любoзнaтeльныx пo aгoрe, клaдбищу и глaвнoй тoргoвoй улицe Иeрaпoля. A вoт к мaртириoну (мeсту мучeничeствa) aпoстoлa Филиппa дoбирaeтся eдвa ли дeсятaя чaсть групп. В мeстax «густoгo скoплeния aнтичнoсти» пaмятники рaннeгo xристиaнствa стoят oбычнo нeскoлькo oсoбнякoм, стoрoнясь глaвныx плoщaдeй и улиц, слoвнo трeбуя к сeбe oтдeльнoгo внимaния.
Филипка, oб иeрaпoльскoй мoгилe кoтoрoгo гoвoрится вo всex путeвoдитeляx, знaчится пятым в ряду aпoстoлoв. В Житии eгo скaзaнo, чтo, кoгдa oн пришел в Иераполь, вслед за тем «было много языческих храмов, в волюм числе храм, ознакомленный змеям, где обитала огромная ехидна» (ехидна-аспид). Речь тут. Ant. там может идти о Сабазии — верховном фригийском божестве, которого греки отождествляли с Дионисом. Символом Сабазия нет слов Фригии и в самом деле служил василиск, так что задушевный аспид вполне был в состоянии проживать в храме. Как бы то ни было, даже если сие так, от «змеиного» храма получи сегодняшний день безлюдный (=малолюдный) осталось и следа. Сколько неудивительно, если рассматривать то, что говорит сказка об апостоле: «Посланник Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была лукреция правителя города Анфипата, принявшая религия. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В сие время началось трус, и всех присутствовавших держи судилище засыпало землей. Богочеловек на кресте у храма ехидны Иуда Иаковлев Филипп молился о спасении распявших его. Видя происходившее, люди уверовал во Христа и стал запрашивать снятия с креста апостолов. Иуда Искариот Варфоломей, снятый с креста, был пока что жив и, получив спасение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Евангелист Филипп, молитвами которого аминь, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался получи и распишись кресте».
В 560 году его живые) мощи были перенесены в Вечный город, в крипту базилики Двенадцати Апостолов, идеже они находятся и без дальних разговоров. Тем не в меньшей степени, добравшись до построенного в начале V столетия мартириона, ото которого сохранились база, часть стены, перекрытий и одну крош колонн, мы читаем в установленном итальянцами щите: «В середке здания должны простираться бренные останки апостола Филиппа». В ходе путешествия нам паки (и паки) не раз придется налететь с подобными противоречиями.
За ведущей к святому месту монументальной лестнице тем временем поднимается (товарищей) молодых англичан, сопровождаемых гидом. Дождавшись, в (данное он закончит новелла, спрашиваю — здесь ли всегда же находится могилка апостола? Тот, чуточку поморщившись, отвечает, почему — едва ли, потому как храм построен четверка века спустя, и о ту пору это место не похоже что ли могли учредить, а теперь и подавно. Когда-когда я отхожу на отчасти шагов от этой группы, ведь слышу, как вожак комментирует за моей задом: «Видите, некоторые приезжают семо за баснями». Престижно довольно обидно, хотя, может быть, некто и прав?..
Когда англичане и их критически настроенный гид ранее уходили, мы обратили напирать на небольшую, бесконечно старую плиту посереди центрального восьмиугольника. Данное) время кажется, что сие ключевой элемент композиции и кое-что весь храм выстроен окрест него. Я радуюсь, можно подумать мы совершили маленькое вскрывание, и даже не задаюсь сильнее вопросом, пуста ли кенотаф, если это возлюбленная.
Мы спускаемся с мартириона к нашей машине, в которой только в данное время начали путь с Антальи, откуда проповедник Павел отправился в свое во-первых путешествие по полуострову. Для территории Турции находились семь самых крупных христианских общин — Эфесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская. Целое они были основаны апостолом Павлом либо его учениками в 40—50-е годы I века. В дальнейшем их взял почти патронат апостол Иоанн, собравший кругом себя в Эфесе сколько звезд в небе учеников — в будущем отцов церкви.
Его «сеньория» начинается неподалеку — едва не развалин фригийского города Лаодикия, в восьми километрах через Иераполя.
Особая анклав
Вплоть до 60-х годов н. э. гонителями Аня были отнюдь неважный (=маловажный) римляне, а соотечественники-иудеи. В таком разе последователей Иисуса было жирно будет мало, и они находились неумеренно далеко для того, воеже привлечь внимание имперской администрации. А вишь земляки обвинили их в желании сокрушить. Ant. создать Иерусалимский Храм — знамение могущества и богоизбранности евреев. Слово идет о случае, описанном в Евангелии через Иоанна (2:19), временами Христос изгнал торговцев с храмового двора. В ту пору Иисус в подтверждение своего власть на подобный жест ответил фарисеям: «Разрушьте часовня сей, и я в три дня воздвигну его». Подина храмом Христос имел в виду свое организм, но этого миздрюшка из фарисеев безлюдный (=малолюдный) понял. В устах лжесвидетелей «разрушьте» превратилось в «разрушу» (Мф. 26:61). Манером) из метафоры сделали обвинительное заключение. Именно за замечание этого образа в проповедях был до смерти забит камнями великомученик диакон Стефан. Так же произошло и со святым Иаковом — сводным братом Иисуса (сыном Иосифа с первого брака). Вперерез христиан были ажно так называемые эбиониты (за-арамейски «нищие»). Их пока что называют иудео-христианами. Эбиониты считали себя иудеями: они чтили Дарохранительница и Тору, следовали принятым нормам поведения. Христа они называли «обыкновенным человеком, каковой только за перл творения нрава признан праведным и тот или другой родился от соединения мужа с Марией».
Между тем после подавления римлянами восстания следовать независимость Иудеи (66—70 годы н. э.), егда император Тит разрушил Иерусалимский Часовня, эбиониты также подверглись гонениям: иудеи посчитали, что-что сбылось желание Христа. В результате они превратились в небольшую секту бери севере Израиля, ради Иорданом. Однако неважный (=маловажный) стоит думать, что-то 12 апостолов Христа разошлись в середине I века изо Палестины, опасаясь после свою жизнь. Приблизительно им велел Иегова есть спасение перед вознесением (Мф.28:19). Первый попавшийся апостол тянул удел, в какие земли ему пойти по стопам по Божьей воле. В Малую Азию отправилось трое: Филюша, Варфоломей и Иоанн. Опять-таки, и остальным приходилось пробиться эти земли для своем пути. Малая Азия позже уже представляла собою котел религий, своего рода метафизический перекресток многих народов. Из-за столетия на сих землях сложилась особая день абсолютной веротерпимости и мистической восприимчивости к новым религиозным веяниям.
Собственно поэтому идеи христианства нашли на) этом месте быстрый отклик. Ни духу ни одного апостола, какой-никакой бы не ступал получи и распишись земли Малой Азии, отнюдь не говоря уже о десятках святых, творивших со временем позднее свои надо же. Здесь ищут гробницы Богородицы и Марии Магдалины. В конечном счете, здесь впервые появился самостоятельно термин «христианство», приписываемый апостолу Павлу. К моменту, когда-никогда в 313 году римский титул Константин сделал протестантизм государственной религией, нате территории Малой Азии сделано существовали свои мученики, домашние проповедники, патриархи и богословы. Беспричинно эти земли получи 700 лет (задолго. Ant. с разделения церквей в 1054 году) стали центром христианской жизни. В IV—V веках в малоазийских городах (Никее, Константинополе, Эфесе, Халкедоне) прошли первые Вселенские соборы, сверху которых утверждались догматы христианства. Свое спица в колеснице Малая Азия маловыгодный утратила и в составе Византии — наследнице Восточной Римской империи — вплоть поперед завоевания ее турками в 1453 году.
Панюха Котов
Предания и видения. Соответственно стопам богослова
Нате огромном холме, окруженном высокой и целехонькой, минуя единого изъяна, сеткой и поросшем высушенный травой и колючками, в (высшей степени неспешно ведутся выкопка. На большой площади бывшего города обнаружена целом) пара строений, верно еще высятся колонны получи и распишись агоре, а крутой скос выстилает гигантский амфитеатр. (ближайшая к нам) звезда печет нещадно, и в обход нет ни единого дерева. Видимо, в области этим причинам туристов семо почти не возят.
В Лаодикии нами движет Надежа найти руины одной с семи церквей, о которых говорится в Апокалипсисе, — скорее, здания, которое, (то) есть обоснованно полагают ученые-религиоведы Нового времени небось Ренана и Штрауса, существовало «возле» общине этой церкви.
Получи и распишись установленном среди руин щите ты да я читаем, что к началу нашей эры место разбогател благодаря производству качественной шерсти и развитию банковского положение. Только ни плетение словес не говорится о нужной нам церкви, правда именно в ней, надо быть, также зачитывалось бреве апостола Павла Колоссянам, адресованное всё ещё и христианам Лаодикии и Иераполя (Отметка. 2, 1). Правда, пока при осмотре амфитеатра нам попалась возьми глаза заброшенная дед. Единственное, что сохранилось ото здания в относительной целости, — сие апсида, судя после которой — перед нами остаток базилики византийских времен. В I веке н. э. такого сооружения простаивать тут, конечно а, не могло. Может водиться, базилика была выстроена возьми месте той самой церкви — однако кто теперь сие установит? Мы покидаем остаток и едем дальше получи запад, в самое нутряк той территории, идеже проповедовал Иоанн Муфтий.
Чем ближе к Эгейскому морю, тем нежней и разнообразней краски, хотя (бы) климат меняется, и чисто уже стекла механизмы заливает прохладный дождик, какой-никакой среди высохших трав Лаодикии, по всей (вероятности, показался бы чудесным образом. Чуть не доезжая накануне Смирны, мы сворачиваем получи и распишись Сельчук, то кушать, в переводе на народ более древней географии, Рукоятка. Помимо грандиозных развалин античного города тут. Ant. там находятся домик Богоматери, кенотаф апостола Иоанна Богослова, развалины еще одной изо упоминаемых им в Апокалипсисе церквей, чанди, где проходил III Глобальный собор, и так называемый углубление «семи спящих отроков» — общем и не перечислишь. С последним связано такое сказание: во времена правления императора Деция (249—251) семь молодых юношей-Аня, спасаясь от римлян, укрылись в пещере, идеже и были замурованы преследователями. Утречком они проснулись с землетрясения, открывшего вступление в пещеру, а вернувшись в столица, обнаружили себя ранее в V веке, когда католицизм стало государственной религией. Миф дошло до нас в христианских документах VI века, а самое интересное так, что события сии упоминаются и в Коране (Сура 18). С течением времени на месте этой пещеры, расположенной например в 8 километрах от античного города, был выстроен кирка, развалины которого в наши часы открыты для туристов.
Ты да я же решаем обначить наш осмотр раннехристианских достопримечательностей с «Марьямана» — старого, в византийском стиле на дому, где некогда нашла база Дева Мария. Бесспорно, что Иисус поручил заботу о матери своему любимому ученику Иоанну. В книжка, что Мария в последующем фактически жила в его доме, христианская англиканство едина. А вот в вопросе о волюм, где Богородица провела последние годы и преставилась, начинаются расхождения. Неравно православные богословы утверждают, ась? Дева Мария умерла в Иерусалиме, так католики склонны пр, что это сотворилось в Эфесе. В частности, они ссылаются держи видения тяжело доходяга немецкой монахини Катерины Эммерих, которая в начале XIX века пункт за пунктом описала место, идеже мы сейчас находимся. Ей виделись сцены с жизни Богородицы и Иоанна Богослова в Эфесе, идеже она никогда без- бывала, а когда у нее появились единаче и стигматы — кровавые раны получи местах ран распятого Христа, — сие вызвало немалый любопытство общественности к монахине. К ней хоть пожаловал немецкий с Клеменс Брентано, составивший с ее рассказов книгу «Бытие Пресвятой Богородицы». Ранее в конце XIX века читавшие эту книгу священнослужители Вотан за другим отправлялись в исследовательские экспедиции в Ефес и с неизменным успехом обретали область, в точности описанное монахиней. В тетуня времена в находящейся в 15 километрах от этого места горной деревеньке обитало вагон христиан, и выяснилось, сколько в день Успения Богородицы у них с незапамятных времен обычай приходить именно семо. Позднее здесь были произведены раскапывание, и под руинами с сохранившейся апсидой обнаружили главное VI столетия, а под ним пока небольшой слой, датированный I веком. Не раздумывая дом отреставрирован и превращен в чанди, в нем служит пестрая монашеская теплая компания — доброжелательный молодой итальяшка, суровый старый ласкар и две монахини — пани и американка.
Если по поводу места захоронения Богородицы существуют непохожие версии, то после поводу могилы Иоанна Богослова сомнений несть: она находится рядком со средневековой крепостью, которую пишущий эти строки видели еще с автострады. Пишущий эти строки сворачиваем по коричневому указателю Saint John. Чуть было не тут же по правую сторону — большие ворота, получи и распишись которых написано, фигли крепость закрыта. Чай сами ворота близ этом открыты, и, зайдя в них, ты да я оказываемся среди усаженных розами, ухоженных развалин, по-над которыми нависает рабыня стена, словно бы обтянутая двумя гигантскими турецкими флагами и такого но размера портретом Ататюрка — первого президента Турции.
В IV веке получи месте могилы была построена шкалик церковь с деревянной крышей, а после 200 лет близ императоре Юстиниане тогда возвели огромную базилику с взяв шесть раз куполами, каждый изо которых достигал в высоту 30 метров. В ту же минуту от нее остались всего-навсего напольные плиты так точно несколько рядов белоснежных колонн, и получай фоне мягкого близкого неба, расцвеченного широкой радугой, вероятно, что они во всех отношениях могут обходиться и лишенный чего куполов, что сие — храм, разомкнутый наверх. Здесь же, бери большой, в два человеческих роста, обтесанной временем тумбе с красного кирпича свил дом аист. Время вечернее, и затем нас на развалинах с никого нет. Токмо среди колонн что за-то экспансивный мальчишка человек, стоя сверху коленях, припадает к мраморной плите. Метоп установлена во минувшее визита Папы Римского в 70-х годах прошлого века, и около нею, как гласит титр, покоится Иоанн Улем. Однако и на кирпичной глыбе, увенчанной гнездом аиста, наворачивать схожая табличка. Лежать может, благодаря гнезду глыбища с табличкой выглядят с огромной форой аутентичней.
Возникший как из-под владенья пожилой мужичок в рабочей одежде предлогом читает мои мысли. «Тут. Ant. там», — указывает некто на гармонирующую с цветом его лица кирпичную глыбу. После, махнув рукой в сторону мраморной плиты, барски усмехается. «Я работаю после этого 15 лет», — добавляет симпатия, придавая веса своим утверждениям. «Сие правительство ничего безлюдный (=малолюдный) соображает. Вот, гляди сюда», — дьявол подзывает нас к в некоторой своей части сохранившейся крытой галерее, ведущей около колонн, и счищает чувствительный слой земли, подина которым проступает византийский стекломозаичный пол. Мне по всей вероятности, что тот, кто именно присыпает это никем маловыгодный охраняемое великолепие землей, безбожно даже хорошо соображает и, в всяком случае, поступает совсем правильно. Но османец, расхаживая взад и ранее и будто высматривая отчего-то на земле, продолжает возопить на бестолковость правительства и маленькую зарплату. Ми представляется, что возлюбленный напрашивается на чаевые. Но у него побольше смелые намерения. Убедившись, что-нибудь рядом никого ни слуху, он достает изо кармана тряпицу, в которую завернуты старинные монеты. Таже я еще не присест встречу продавцов монеток получи античных руинах. Хотя этот по сравнению с ними — музыкант, да вдобавок миляга. «Вот смотрите, какими судьбами я тут нашел», — говорит возлюбленный, и кажется, что как так, блуждая объединение развалинам и глядя по-под ноги, он их и подобрал. А быстро с каким азартом некто кусал их и швырял об камни, идеже мы усомнились в подлинности монет. Изо этнографического интереса автор этих строк вступили в торг, а позже мне уже было совесть зазрит повернуться к нему задом и уйти. Тем побольше что он проработал в этом месте 15 лет и у него пятеро детей и такая добродушная и красная, пусть себе на здоровье даже не через смущения, физиономия. «Равно как тебя зовут?» — спрашиваю я у него держи очередном витке торга. «Возвышенный, Мустафа, Осман — что ни придется имя, какое тебе побольше нравится», — отвечает спирт, глядя по-прежнему себя под ноги, мантию) чего по выработавшейся из-за многие годы профессиональной привычке. Пусть будет так, тут он прав, у черной археологии имен воз) (и маленькая тележка), но суть одна…
Возлюбленный ученик
Апостол Иоанн известный как любимый адепт Иисуса, автор четвертого Евангелия и Апокалипсиса. Вообще с апостолом Андреем возлюбленный был первым, кого Сын Божий призвал следовать после собой. Некоторые ученые хоть предполагают, что Иоанн приходился Христу двоюродным братом. Просто так это или в помине (заводе) нет, но, во всяком случае, Иоанн был единственным изо апостолов, кто стоял у Креста и кому Иегошуа поручил заботу о своей матери. В соответствии с апостольскому жребию Иоанн отправился в Рукоятка — столицу римской провинции Азия. Значит(ь), в это путешествие Константин пошел вместе с Богородицей, даже если, по другим сведениям, Манятка в это время проповедовала в Армении и Грузии.
Наподобие бы там ни было, последние годы своей жизни возлюбленная провела вместе с Иоанном в небольшом домике в Эфесе. Без спросу же апостол начал в провинции антиязыческую войну, сопровождавшуюся многими чудесами. Все во время гонений бери христиан при императоре Домициане (правил в 81—96 годы) его арестовали и отправили бери суд в Рим.
Нахождение Иоанна в столице империи равным образом сопровождалось чудесами: держи него не подействовали ни злость, ни кипящее розовое масло. Разочаровавшись в намерениях обезглавить святого, император отправил его в ссылку бери остров Патмос. Как там, по одной с версий, и были написаны и Писание, и Апокалипсис. В Эфес, идеже, вероятно, апостол и закончил Весть, ему удалось вернуться точию при императоре Нерве (правил в 96—98 годы). Следом он и провел остающаяся сумма дней. И опять без- обошлось без чудес.
Существует апокриф, предостаточно популярный в средневековой Европе, в любви и согласии которому Иоанн безвыгодный умер. Так но, как патриарх Учитель или пророк Илия, симпатия стал одним с тех, которому была дарована вечная масленица во исполнение пророчества Христа: «Действительно говорю вам: упихивать некоторые из стоящих на этом месте, которые не вкусят смерти, (как) будто уже увидят Сына Человеческого, грядущего вот Царствии Своем» (Мф. 16:28). Соответственно легенде, на 120-м году жизни Иоанн попросил семерых любимых учеников выбросить из головы себя живым. Узнав об этом, другие христиане Эфеса раскопали могилу. Симпатия оказалась пустой. А каждый год 8 мая берег на этом месте мироточила и многие, прикоснувшиеся к ней, исцелялись.
Павля Котов
Гало надо Эфесом
Не успев оглянуть до заката базилику Иоанна Богослова, возвращаемся тама на следующее утро. Погода на этот редко совершенно другой, прозрачный, прозрачный. Когда автор добираемся до храма, солнцепек уже в зените. А около него — это я замечаю, входя в потерна базилики, — светится гигантское колечко — гало. Полтора часа отдавать в небе над Измиром ни синь пороха такого и в помине неважный (=маловажный) было. Здесь но то ли губерния особое, то ли нам незаслуженно лафа. После вчерашней радуги и этой сегодняшней, вконец диковинной красоты ми кажется, что по-над собором Иоанна век творится что-так чудесное. С торжествующим видом — ширли-мырли, ну как вас наш Иоанн? — я спрашиваю турецкого охранника по части-английски, показывая нате небо: «Это у вы каждый день?» Шнырь, похоже, меня приставки не- понимает, но нехотя кивает с видом человека, утомленного частотой беспричинных небесных знамений.
Как бы то ни было, прав ли я, называя Иоанна «нашим»? С одной стороны, буква святыня может сообразоваться исключительно христианской, в различность от того но домика Богородицы, которой, ни дать ни взять Матери пророка Исы, близ нас приходили подарить и мусульмане. И все а Иоанн провел после этого многие годы, а может водиться, и основную часть своей долгой жизни, а в силу того что он тоже вносит в атмосферу сего места какой-ведь примиряющий и объединяющий настроение. Доносящиеся из расположенной поблизости мечети звуки денной молитвы мусульман малограмотный вступают ни в мало-мальский диссонанс с христианской святыней. И и сама мечеть по сути дела построенной из камней базилики Иоанна Богослова, а возьми ее крыше новый аист свил такое но гнездо, как получай могиле апостола.
Солнечное гало общностный день стоит надлежит всем Эфесом. Сияет оно и надо прекрасно сохранившимися и отреставрированными руинами античного города. Блюдо, что поражает вступающего получи и распишись его территорию, — масштабы здешнего театра. Суммарно, путешествия по античным руинам позволяют засобачить совершенно определенный слово — меньше всего страдают с времени гробницы и театры. В этом, может быть, хоть заключен какой-так символический смысл, только о нем пусть паче судят другие. Я но сужу сейчас о размерах эфесского театра, в нежели мне помогает портящий туристическую картинку остросовременный подъемный кран, что не возвышается, вроде можно было бы надеяться, а, скорее, теряется сверху фоне «зрелища». Одно слово «зрелище» этот искусство театра назван в «Деяниях апостолов», идеже ему отведено немалое город. Когда Павел добрался задолго. Ant. с Эфеса и обратил предостаточно здешних жителей в христианскую веру, сие не понравилось в первую колонна чеканщикам, делавшим серебряные копии знаменитого храма Артемиды (через него сохранилась одна-единственная пилон, думаю, специально восстановленная в наши полоса, чтобы туристы могли отрекомендовать себе его размеры). Чеканщики, схватив спутников Павла, созвали жителей Эфеса в место действия, где около двух часов скандировали: «Велика Геката Ефесская! Блюститель но порядка, утишив народность, сказал: мужи Ефесские! какой-либо человек не знает, сколько город Ефес наворачивать служитель великой богини Артемиды? Ежели же в этом несть спора, то стоило бы вам быть спокойными и безлюдный (=малолюдный) поступать опрометчиво» (Деян.: 19, 34—40).
Огромное прогалина церкви, в которой проходил III (Эфесский) Космический собор, сейчас есть смысл открытое всем ветрам, как-никак достаточно хорошо сохранились одна изо апсид, множество колонн, серия напольных плит и инда крестильная купель. Наподобие и в других античных городах, идеже мы побывали, руины базилики стоят в стороне с центральной торговой улицы (по правую руку от нижнего входа в Ефес), и мало кто сворачивает получай ведущую туда, окаймленную высокой травой тропинку. Первая церковка на этом месте была построена в IV столетии, в одном ряду с домом, где, равно как записано в протоколе Эфесского собора, плут по прибытии в Рукоятка Богородица. Затем после этого же были возведены двуха больших собора, таково что получился непомерный церковный комплекс. Пространства сих двух храмов протянулись одно по (по грибы) другим торжественной анфиладой.
Минуя через нее, я видим под ногами мозаику. Расцветка поблекла, но цвета кроме можно узнать — нежно-желтый, красный и синий. Кое-где мозаика еще держится сверху фундаменте, а где-так камешки выпали и рассыпались. Я вспоминаю присыпанные землей мозаики рука об руку могилы Иоанна Богослова, и сие решение кажется сызнова более мудрым, нежели прежде…
Всеобщий кобольд
Вообще, при во всех отношениях обилии легенд и преданий, связанных с Николаем Чудотворцем, знаем автор о нем совсем капелька. Известный нам облик Николая Мирликийского для самом деле вобрал в себя внешность биографии еще и другого святого, как и родом из Ликии, — Николая Пинарского, жившего двумя столетиями впоследствии. Что из дошедших впредь до нас житий относится к одному, а чего к другому — установить не долго думая крайне затруднительно. Опять-таки то, что паче известный Николай родился в Патаре, а с течением времени был избран архиепископом в Мирах, позволительно утверждать с уверенностью. Прошлое святого сообщает, зачем его родители век были бесплодны. Начатие сына они восприняли на правах Божественный дар и поклялись дать представление дитя Богу. Никуша оправдал их надежды: дьявол с раннего детства проявлял искреннее религиозное ревность, стоя сутками получай молитве без еды и несмотря на холод, наполняющий каменные церкви по осени и зимой. Будучи поуже епископом, Николай маловыгодный только проповедовал Существительное Божие, но и совершал вишь ты милосердия. Так, как-то раз святой узнал о книга, что один солидного возраста горожанин Мир Ликийских разорился. Его пенелопа давно умерла, оставив женушка с тремя дочерьми. Закон дел было безвыходным, и держи семейном совете решили, точно дочери займутся проституцией, воеже прокормить себя и старого отца. Услышав об этом, неразрывный Николай ночью пришел в жильё и у кровати каждой изо дочерей оставил согласно мешочку, наполненному золотыми монетами (воеже еще и на вено хватило). Именно с сих пор родился сутти класть рождественские подарки в носки. Николай не в один из дней спасал немощных, тонувших и несправедливо обвиненных. Почти скоро после смерти, происшедшей посередь 342 и 351 годами, (ходячие святого начали мироточить и возвращать к жизни. В Х веке Малую Азию стали теребить мусульмане, а в 1086 году Миры подверглись жесткому разграблению. К этому добавилась экологическая разгром — местность оказалась заболочена, ее покрыл грузный слой песка и грязи. (для того спасти святыню, народ итальянского города Бари 20 апреля 1087 годы снарядили экспедицию изо трех кораблей. Около видом торговцев итальянцы проникли в городок и ночью выкрали труп святого. С тех пор они находятся в Никольском соборе сего города. В наши момент турецкие власти темпераментно добиваются возвращения мощей получай историческую родину, планируя даже если апеллировать к международному суду в Гааге. По, в самой Турции возвышенный Николай не легко почитается как защитник бедных и рыбаков, а и считается чем-в таком случае вроде легендарного национального героя. Же вряд ли христиане часом-нибудь согласятся проститься с одной из главных своих святынь.
Павлуха Котов
Дед Погода и Ноэль-баба. За стопам святого
В средневековых хрониках проглатывать сведения о знаменитой чудотворной иконе апостола Иоанна, которая, к сожалению, пропала в эпоху иконоборчества (VIII — IX века). Возлюбленная хранилась в Ликийских Мирах (нынешнем Демре), в Синайском соборе, в дальнейшем, где в IV веке совершал службы свято чтимый Николай Чудотворец и идеже суждено закончиться нашему путешествию.
В соответствии с пути в Миры-Демре пишущий эти строки заглянули в приморский городишко Патара, где, точно считается, во второстепенный половине III века родился преднамеченный епископ Мир Ликийских. Сие местечко входит в моду у западных туристов, и их не грех понять. Представьте себя белоснежный песчаный берег, переходящий в руины античного города, а кругом — зеленая сельская эклога. На западном ривьера Турции море отступило, и бывшие гавани, такие, не хуже кого Эфес, оказались нате несколько километров удалены ото берега. Здесь но, в Патаре, столь масштабных изменений приставки не- произошло — разве что же добавилась огромная песчаная мель, куда приходят бронировать яйца морские черепахи. (ну) конечно, и еще один отклик времени: вплоть после недавнего времени древние развалины Патары были отчасти занесены песком и производили отклик города, затерянного в пустыне. Без дальних слов же и въездную арку, и храм мельпомены, и базилику откопали, так среди всех сих достопримечательностей нет никаких следов у себя, где родился святитель Никола. Может быть, его пока просто не раскопали?
Неважный (=маловажный) уцелел и тот требище в Мирах, где за легенде он был избран архиепископом. Егда 17 столетий вспять в Мирах скончался шеф епархии, ему целый век не могли отрыть замену. Пока одному с старейших епископов в видении без- явился ангел, повелевший ему комплекция ночью в притворе храма и следить глазами за тем, кто такой первым придет для утреннее богослужение — текущий угодный Господу половина и должен стать нет слов главе епархии. То есть так получил родной церковный сан Микола Чудотворец. Надо проронить, что турецкие экскурсоводы после-своему редактируют эту историю, рассказывая, ровно он первым сошел с корабля, приплывшего в оный день в Миры. Видимо, норов общаться с туристами заставляет их испытать и в святом Николае новоприбывшего путешественника…
Богомольня этот, где Победитель народов служил после своего избрания, был разрушен землетрясением. А в раннем Средние века подле того места, идеже он стоял, построили огромную базилику, как и изрядно пострадавшую после последовавшие столетия. В тот же миг она частично отреставрирована и уведена по-под горизонтальный навес, а раньше ней вместо бронзового памятника Святому Николаю, установленному в 2000 году, высится нате постаменте пластиковый Санта-Клаус, чисто переставленный сюда с предрождественской витрины другими словами из-под новогодней елки. После-турецки он зовется «Сказка-баба», то принимать «рождественский дед» (в XIX веке турки взяли более чем достаточно слов из французского, в томище числе и «Рождество» — «сказка»). Как выяснилось, «замена» произошла в 2005 году, вызвав раздражение со стороны москвичей, получи и распишись деньги которых был установлен обгорелый монумент святого. В свою выстрел, Турция утверждала, что же в их варианте «Санта-Клаус» сильнее узнаваем и может запутать к храму если неважный (=маловажный) больше паломников, ведь, по крайней мере, побольше туристов. В конце концов, турки уступили, и в 2006 году вернули артефакт на храмовую территорию. Одначе они поставили его приставки не- на прежний возвышение в виде земного шара, тот или иной находится на площадке наперекор храма, а скромно, у одной изо церковных дверей.
Как раз, неразумения по поводу местных святынь возникали посереди двумя державами и в XIX столетии. В 1850 году махина участок земли, сверху котором стоит толос, был куплен получи имя княжны Александры Голицыной. Восстановление началась только сверх 10 лет — помешала Крымская хазават. Работами руководил запошивочный архитектор Огюст Зальцман. Вслед несколько лет была произведена стрипперование 6 500 кубометров владенья, возобновлены стены и своды главного нефа, а в свою очередь части боковых галерей и двух притворов. А в 1877 году началась Русско-турецкая военные действия. Охрану храма поручили афонским монахам, только те вскоре вернулись в домашние обители на Свято чтимый горе. После окончания боевых действий в 1878 году турки обнаружили костел бесхозным и отдали его греческой церкви, для того чтобы лишний раз никак не раздавать земли потенциальному врагу. В ходе последней реставрации в храме были окончатель восстановлены фрески IX—XI веков. В итоге превосходит все ожидания. Вспоминая находя визит сюда полдюжины лет назад, разборчиво вижу перед внешне красовавшуюся на алтарном камне табличку бери русском: «Не рассесться. Место святое». В тот же миг такая табличка тут. Ant. там была бы сделано излишней — реставраторы любое-таки сумели возвратить храму должную праздничность.
Для наших соотечественников Блистательная Порта — впрочем, в большинстве случаев нисколечко не библейская — задолго) до этого уже стала самой привлекательной туристической страной бери планете. Хотелось бы уже только, чтоб (человеческое, приезжающие в Малую Азию, понимали и чувствовали, после сколь важной интересах нашей общей духовной истории земле они ходят. Вправду же, ведь безвыездно, даже далекие с религиозной экзальтации граждане, понимают и чувствуют сие, скажем, в Иерусалиме иль на Генисаретском озере. Си вот, Турция, исхоженная повдоль и поперек стопами великих святых, слышавшая речи и апостола Павла, и Николая Чудотворца, ни капельки не менее сего достойна.