В чeрeдe прoшeдшиx вeкoв мнoгoстрaдaльнaя зeмля Итaлии, oбильнo пoлитaя
пoтoм и крoвью в трудax и вoйнax, нeoжидaннo стaлa oдaривaть чeлoвeкa
удивитeльными плoдaми, нe имeющими ничeгo oбщeгo с трудoм зeмлeдeльцa.
Крeстьянскиe мoтыги и плуги, издaвaя звoн, нaтыкaлись нa сoтвoрeнныe изо
кaмня чeлoвeчeскиe фигуры и oстaтки бeлыx мрaмoрныx скульптур. Извлeкaя иx
изо зeмли нa свeт Бoжий, oткрывaтeли ушeдшeгo врeмeни нeвoльнo вoсxищaлись
жизнeннoй силoй, гaрмoниeй и бeззaщитнoстью твoрeний вaятeлeй. Увы и ах, прoчный
прирoдный мaтeриaл нe выдeржaл всeрaзрушaющeгo нaпoрa вaндaлизмa. Нoвoй
цивилизaции прeдстoялo вoскрeснуть нa грудax oблoмкoв.
Вoзрoждeниeм либо — либо Рeнeссaнсoм (фрaнц.) нaзывaeтся в истoрии культуры стрaн
Зaпaднoй и Цeнтрaльнoй Eврoпы эпoxa, пeрexoднaя oт срeднeвeкoвoй культуры,
интересах кoтoрoй xaрaктeрeн aскeтизм с eгo прeнeбрeжeниeм кo всeму зeмнoму и
тeлeснoму, к культурe нoвoгo врeмeни. Пoбeдный оборот искусствa Итaлии
нaчинaeтся eщe с XIII вeкa.. В этo врeмя в литeрaтурe Дaнтe гигaнтским
синтeзoм свoeй !Бoжeствeннoй кoмeдии» сoздaeт лeбeдиную пeснь срeднeвeкoвoй
пoэзии, oднoврeмeннo прoрoчeствуя o нaступлeнии нoвoй эры. В этo жe врeмя в
скульптурe oтeц и родом Пизaнo и oсoбeннo в живoписи Джoттo, испoльзуя вeсь
oпыт прeдыдущeгo рaзвития искусствa, создают элементы искусства нового.
Данте, Пизано, Джотто — оллам, скульптор и живописец — почти не однолетки, и
творчество их носит сверху себе одни и тетюха же черты здорового реализма, яркого
темперамента, сильной воли. С началом великого поворота искусства к
человеку, с которого ведет радиоотсчет эпоха Возрождения, европейское
сыны адама сбросило с себя близкие старые лохмотья и облеклось в светлые
блестящие одежды.
Гуманизм (через лат. humanus — гуманный) приблизил и перенес в человека
(конкретного, земного) свойства и силы мироздания. Франческо Петрарка
(1304-1374) (?) был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином,
кто сумел прозреть делимость предвозрожденческих течений мысли и
свести их в поэтическом синтезе, ставшем программой грядущих
европейских поколений. (Веселовский А. Н. Петрарка в поэтической исповеди
«Canroniere» 1304-1904 СПб. 1912). Обнаруживание Петрарки огромно. Оно невыгодный
покрывается даже самым высоким признанием его строго говоря литературных
заслуг. Харя, поэт, мыслитель, бывалый, фигура общественная в нем
нераздельны. Вона уже шестьсот парение человечество чтит великого итальянца
в старину всего за ведь, что он способствовал наступлению новой эпохи открытия
решетка и человека.
Петрарка — праотец новой современной поэзии. Его «Увраж песен» почти
до последней копейки надолго определила пути развития европейской лирики, став своего
рода непререкаемым образцом. Не принимая во внимание Петрарки не состоялась бы лирика Франции,
Камоэнса в Португалии, Шекспира и елизаветинцев Англии, Кохановского в
Польше. К земным радостям Петрарка относил заранее всего окружающую природу.
Спирт, как никто изо современников, умел отведывать и наблюдать ее, умел
наслаждение) травой, горами, вплавь, луной и солнцем, погодой. Отсюдова и
столь частые и таково любовно написанные в его поэзии пейзажи. «Natura» —
одно изо основных понятий в творчестве у Петрарки. Оно многосторонне. Самое
характерное в целях гуманиста утверждение — естество-мать, родительница. Ей
создаются и наделяются различными существенными качествами и степенью их
проявлений камни, растения, насекомые, пернатые, звери, человек. Свойство
обусловливает единство, расположение, красоту, целесообразность, пользу,
конечную кротость мира и его частей. Естество наделена рядом теистических
характеристик, таких равно как персонифицированность, мудрость, создание,
могущество. Подле этом природа, считает человеколюб, наделяет человека безграмотный только
двумя руками, принудительно, плотской красотой и т. п., только и нравственными
способностями, красноречием, разумом и ажно добродетелью. К несомненным
земным радостям относил Петрарка и веру в красоту человека и всесильность его
ума. К ним но он относил что ни попало творческое проявление: прости-прощай то в музыке,
поэзии, философии, в живописи и т. д. Назначение искусства Петрарка видел в
изображении смелых и правдивых поступков, благородных устремлений живых
людей. Изумительный времена средневековья, да что вы и в почитаемую им задолго. Ant. с обожания эпоху
античности, красоту природы видели всего так, что в воображении населяли
сооружение и воды полубогами, фавнами, сатирами, нимфами, сиренами, сим как бы
одушевляя бездушную мечта. Для Петрарки сущность обладала душой и
кроме языческих и христианских чудищ и богов, благодаря чего что созерцание ее
возбуждало в нем возвышенные чувства.
А была еще одна родственная Петрарке руководитель, разглядевшая красоту природы,
которой никак не видело средневековье. Так была душа Амброджо Лоренцетти. Нынешний
человек догадался, будто природа прекрасна. Накануне него пейзажи писали только-тол как
фон к священным историям, изображавшим невероятные чудеса в решете святых
потустороннего решетка. Амброджо и его старший монах Пьетро были учениками
известного сиенского живописца Симоне Мартини, на равных условиях с которым в сиенской
живописи немного погодя Дуччо, они являются самыми значительными творческими
индивидуальностями. Суп известное произведение Амброджо Лоренцетти было
создано в 1319 г. чтобы церкви Сант Анджело в Вико л\’Абате близ Флоренции.
Сие «Мадонна из Вико л\’Абате». После этого впервые проявляет себя вызывающая
обалдайс новая, яркая человек, которая сразу становится заметной
по прошествии «Маэста» Дуччо и Симоне Мартини; даже если после «Мадонны Оньиссанти»
флорентийца Джотто. О Джотто Дж. Вазари (историограф, оценивший величие эпохи
Ренессанса, создав неповторимую историко-художественную книгу
«Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения»)
писал приблизительно: «Джотто открыл врата истины пользу кого тех, кто привел в наши житье-бытье
искусство к великому совершенству». В своей книге Вазари показывает, как будто
первые проявления неоренессанской культуры восходят покамест к концу XIII —
началу XIV века (называя оный период Проторенессанс — «отрочество» искусства,
освобожденное ото средневековых традиций). Большой мастер этого времени
флорентинец Джотто — «Данте итальянской живописи» ((как) будто называет его Вазари)
был одним с зачинателей искусства Возрождения.
Творцы XIII — основы XIV века закладывают базис новой идеологии;
золотой век и широкое распространение ее происходит потом, с XV в. со времени,
идеже окончательно победившие богатые горожане вручили закачаешься Флоренции власть
Козимо Медичи и принялись со всей свойственной им энергией следовать
переустройство и украшение окружающего их решетка. Над Италией взошло паргелий
Ренессанса. Не была если так Италия единой страной. Состояла симпатия из небольших
герцогств и республик, враждовавших посередке собой. Владелец каждого
государства стремился восхвалить себя и охотно принимал подле своем дворе
артистов, музыкантов, певцов, поэтов, художников. Флоренция, находившаяся
лещадь властью династии шерстянщиков и банкиров — Медичи, стала позднее самой
передовой итальянской республикой в области искусства, философии и
естественных наук. Звездочка рода Медичи засияла и стала возвышаться все выше
нет слов времена экономического подъема Флоренции в XIV веке.
Днесь в XV веке расцвет экономики Флоренции остался в прошлом, только именно
сейчас пышного расцвета достигло ее ваяние (скульптура). Она переживала Эпоха (ренессанса,-
по словам Ф.Энгельса, «самый немалый прогрессивный переворот с всех,
которые знало род людской». Ренессанс возродил неравнодушие к человеку,
оправдал его телеса, считавшуюся в средневековье «вместилищем греха». Возрос
страсть и к античной философии, в частности идеализму Платона. В преддверии
этой блестящей поры стоят крупнейшие мастера новых возрожденческих
принципов; мешковато применяемых в XV веке — живописцы Мазаччо («Выкуривание из
рая»), Мантенья («Зоолатрия волхвов), Боттичелли (Деторождение Венеры»).
Глубочайший зодчий всех времен (ученый Брунеллески, который воскресил
мастерство древних римлян и хоть создал и нечто сильнее великое. Рождение
нового архитектурного стиля.
Двушник флорентийских ювелира, Брунеллески и его малолеток друг Донателло
отправились в Вечный город — источник красоты и добродетели. Брунеллески хотел
сковаться зодчим, Донателло — ваятелем, и пара не были удовлетворены тем, чему
могли наметать руку дома. Во Флоренции через времен античного решетка не осталось
шиш, кроме бесформенных руин и обломков скульптур. Античные памятники
Рима также по большей части лежали в развалинах, так еще возвышалось
едва зданий, которые и в своей искалеченности вызывали благоговение:
Колизей, Ротонда, Триумфальные арки Тита и Константина, воздвигнутые в
Древнем Риме. С числа статуй императоров и языческих богов оставалась
хальт только одна — конная акролиф императора Марка Аврелия. Оставшиеся же
после воцарения христианства были сброшены с пьедесталов, многие
разбиты, они были занесены землей и поросли травой. Что один флорентийца с
восторгом взирали получи все то, а осталось от римского искусства.
Брунеллески проводил в Пантеоне целые недели. Донателло изучал конную
статую. Охватившая их охота увидеть как не возбраняется больше памятников античного
искусства, заставила ударить к выкопке из поместья частей того, какими судьбами
когда-то было цельным. Главным сокровищем, восставшим изо погребенных руин,
из чего явствует новое мышление и новое умелость. Донателло и Брунеллески приставки не- стали
копировать творения римских авторов, скульпторов, архитекторов, они
разжигали ими свою творческую фантазию. Донателло хотел водиться последователем
римлян в достоверном изображении природы. Ведь, к чему ощупью стремились
Данте, Петрарка, Джотто,, Лоренцетти, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль:
вновь и человек, человек Ренессанса, перед разлукой-то родился в Флоренции. В
творениях Донателло и Брунеллески. В таком случае был, по мнению Джорджо Вазари, другой
период — «младость» искусства, когда реализм изображения может достигаться
изучением анатомии и планы на будущее, а художники достигают добродетели —
строгим соблюдением распоряжения в пропорциях.
Художественна политическое устройство картины, сложившаяся в фаза «лета» Ренессанса, сделано
с начала XVI века начинает преображаться, обогащаться, совершенствоваться, же
основные принципы ее невыгодный утрачивают своего значения вплоть до самого наших дней.
Беспристрастный период (конец XV и середочка XVI века — Высокое Воскресенье) —
золотой сеиченто, время зрелости и полного овладения изображением натуры и
технического добродетели, превзошедших даже античные образы. В настоящий период
Ренессанс представлял из себя пышные плоды того экономического подъема,
что происходил еще в XIII-XIV веках. Благодаря тому не удивительно, что-нибудь на его
волне вознеслись великие художники-флорентийцы, настоящие титаны — Леонардо
вот именно Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти с Урбино; они подняли
художественную школу получи недосягаемую высоту. Самым старшим изо этих трех
величайших деятелей флорентийского искусства был Леонардо вот именно Винчи. О нем,
одном изо завершителей искусства Возрождения, может находиться (в присуствии) сказано то а, что
Вазари говорит об одном с зачинателей этого искусства — Джотто, вот и все (как
и Леонардо) выросшем в деревенской обстановке: «Некто по природной склонности
к живописи проводил целые бытие, рисуя на плитах, для песке, на земле
почему-нибудь с натуры аль то, что ему приходило в голову». В юности Леонардо
попал в мастерскую Верроккио, идеже сохранялась традиция Брунеллески,
квалифицированность которого оказало особое (воз)действие на формирование творческого
облика юного Леонардо. В секунда появления его в мастерской, Верроккио
работал по-над статуей «Давида» (следующий, первую сотворил эпохальный Донателло).
14-раннелетний мальчик принял деятельность в этой работе. И тутти заказы для мастерской
Верроккио проходили малограмотный без участия Леонардо, а безусловно играло большую
дело в формировании творческой индивидуальности художника — самое их
тема, их тематика наподобие бы наметили дальнейшие пути его жизни и
деятельности.
Через три десятилетия со дня рождения Леонардо, получай свет явился венец творения,
которому предуготовлено было стать величайшим последователем гениальных творцов
целой эпохи Ренессанса.
Рафаэль, самый неопытный из тройки титанов, неважный (=маловажный) знал мук творчества, присущих
его предшественником, что-то придает особую пикантность творениям его
гениальной кисти. Художественные идеалы Ренессанса дьявол воплотил в своих
многочисленных произведениях с в особенности возможной полнотой. Многому его
научил Леонардо, так Рафаэль не стал его слепым последователем. Любимой его
темой была госпожа, преданную материнскую приверженность которой, нежную
мягкость он умел играть роль с непревзойденной прелестью. Якобы и
Боттичелли, Рафаэль давал в своих картинах уход столь редкой в
итальянском Ренессансе чувствительности. Лучшая изо работ Рафаэля,
относящихся к теме мадонны — сие «Мадонна на зеленом лугу». Репейник молодой
златокосой матери воплощает оный идеал женской прелести, который Рафаэль
искал в течении всей жизни и невыгодный мог, по его собственному признанию, распознать в
одной реальной женщине. Образуя эту картину, Рафаэль без всяких вспоминал
«Мадонну в гроте» Леонардо.
Микеланджело является полной противоположностью Леонардо и до своим
политическим убеждениям и по мнению своим художественным вкусам. Возлюбленный находил
творение Леонардо сентиментальным, средневековым. С первого момента
блат два величайших мастера почувствовали кореш к другу неприязнь,
смешанную с уважением и завистью. Одна с вершин всего ренессанского
искусства — росписи потолка Сикстинской капеллы, же подлинной его стихией
было искусство. Его скульптуры и архитектурные творения строги, позволительно сказать,
суровы, подобно ((тому) как) и его духовный поднебесная. В чувствах у него недостатка безграмотный было, но
сие были чувства горечи, отчаяния, готовности держи все, а нередко аж и
ненависти. Тот, получи и распишись кого не падает светом страстишка других, не может ее
посылать. Душевный мир Микеланджело был омрачен мало-: неграмотный только одиночеством его
личной жизни, а и разыгравшейся на его глазах трагедией. Ему пришлось
хватить лиха до конца в таком случае, до чего отнюдь не дожили Леонардо и Рафаэль: различить, как
Флоренция с свободной республики превратилась в королевство Медичи.
Красоту, к которой безграмотный примешаны страдания и несчастья, Микеланджело есть в
архитектуре. Достойный наместник. Ant. предшественник Брунеллески, он создал верх собора святого
Петра в Риме, и точно по сей день волшебный ни по размерам. ни по мнению величию.
Леонардо, Рафаэль, Микеланджело Долгоденствие и деятельность этих гениальных
мастеров становится последним аккордом в пирушка симфонии культуры Возрождения.