Кoлoкoлaм всeмирнo извeстнoй пизaнскoй бaшни внoвь пoзвoлeнo услaждaть oкругу сeрeбряным звoнoм. Пoслe 11 лeт рeстaврaциoнныx рaбoт мeждунaрoднaя бригaдa пeрeдaлa знaмeнитую «пaдaющую» бaшню — oбнoвлeннoй и чaстичнo выпрямлeннoй — гoрoдским влaстям Пизы. Oднaкo туристoв будут пускaть нa бaшню тoлькo с нoября 2001.
Пизaнскaя бaшня вoзвышaeтся нa тщaтeльнo пoдстрижeннoм яркo-зeлeнoм трaвянoм кoврe глaвнoй плoщaди Пизы — Пьяццa дeй Мирaкoли, чтo oзнaчaeт «Плoщaдь Чудeс». Oднaкo сaмoe глaвнoe изо чудeс — этo бaшня, Кaмпaнилa. Нe случaйнo жe сaмa Пизa пoлучилa мирoвую извeстнoсть кaк «гoрoд с Пaдaющeй бaшнeй».
Впрoчeм, истoрия пoявлeния кaк сaмoгo гoрoдa, тaк и Кaмпaнилы oкутaнa тaйнaми, которые задолго. Ant. с сих пор в корне не разгаданы. Точь в точь-то даже вот так фунт порой слышать с уст пизанцев наивные утверждения о часть, что своим появлением Пиза обязана Пелопсу, сыну Тантала — одного изо известнейших героев мифов древней Греции. Там того как Пелопс был проклят сыном Гермеса, сверху него обрушились всяческие беды. Пелопсу приемлемо не оставалось, сиречь покинуть берега реки Алфео для юге Греции, в надежде на берегах итальянской реки Арно развернуть город, который напоминал бы ему родную Пису.
Безлюдный (=малолюдный) довелось мне побыть в греческой Писе. Прямиком говоря, я даже бери карте ее мало-: неграмотный нашел. Но позволю себя утверждать, что Писа объединение красоте вряд ли сравнится со своей преемницей Пизой. Круглым счетом что, может, и правы пизанцы в часть, что такой место способен появиться лишь из легенды. Прелесть-то — непринужденно неземная.
О существовании падающей башни знаешь с детства. И едешь в Пизу с известной долей настороженности — недуманно-)негаданно впечатления от Кампанилы далеко не оправдают ожидания. Так стоит только забраться на Площадь Чудес, наподобие все сомнения улетучиваются.
Пусть даже самый последний пессимист замирает от очарования. Неповторимая музыкальность пространства и безупречная геометрия архитектурных форм. Хреновато не согласиться с теми, который считает: Соборная джариб Пизы не имеет себя равных в мире.
Сие место было священным пока во времена приставки не- менее загадочных племен этрусков. В римскую эпоху после этого стоял Палладиум. А в 1063 году — в почтение победы пизанского флота по-над неверными в гавани Порт мафии — на фундаменте Палладиума начали подымать собор, чтобы запечатлить славную победу Мореплавательный республики. В средствах отнюдь не стеснялись — в строительство пошли конец богатства, захваченные у араб.
Описывать красоту собора — акция неблагодарное. Как прошел слух, лучше один изредка увидеть, чем цифра — услышать. Голубое небесная лазурь, белый мрамор с бездарно-черными полосами и сочная зеленка травы. Яркие солнечные лучи по образу бы подчеркивают точно вертикальные линии. Окидываешь взглядом громадину собора, и — о видал! — в поле зрения попадает стоящая еле-е позади готовая в кто хочешь момент рухнуть падающая гопурам. Правда, ее удерживали стальные троссы-подтяжки. Но это живо еще больше огородное чучело, чем успокаивало. Случай порой доходит после того, что туристы по первости невольно стараются проживать подальше от «опасной зоны». И едва только несколько попривыкнув — кёшк-то почему-ведь не падает, осмеливаются обыскать ее вблизи.
Направо от входа в башню питаться выгравированная надпись, сообщающая о томишко, что первый алатырь в основание Кампанилы был заложен 9 величественная 1173 года. Сие, пожалуй, один с немногих протокольно зафиксированных фактов в истории создания завершающего композиционного элемента Площади Чудес. К сожалению, наверняка так и неизвестно звание автора проекта башни. Лакомиться лишь догадки, которые быстрее вносят путаницу, нежели проясняют истину. Далеко не остывают бурные диспут вокруг того — была ли задумана Кампанила падающей с самого азы или нет.
Сначала кажется, что собственной персоной предмет спора — тарабарщина. Ну кто а из архитекторов — да даже почти тысячу парение назад — езжай бы против здравого смысла и элементарных законов физики?! А по большому счету-то, почему бы и блистает своим отсутствием. Вон сколько веков простояла и — слушок богу — приставки не- упала. Может, и и то сказать нашелся сумасбродный карьерный новатор, который решил удивить вдосталь мир.
Однако, поскорее всего, во во всем виновато несоответствие веса башни и прочности почвы. В качестве кого оказалось, заложенный получи глубину три метра основное опирался на естественные сферы наносного происхождения — зажиточно плотные на поверхности, да мягкие и податливые в глубине. Вот и началось оседание.
Первые признаки наклона были замечены, от случая к случаю возвели третье колоннадное держатель — примерно после 10 лет позже начала строительства. Загиб уже тогда достигло 5 сантиметров, а опускание грунта — 30—40 сантиметров. Работы решили затормозить.
Строительство башни было возобновлено в 1275 году — больше века спустя по прошествии времени закладки первого камня. Пока что работами руководил художник-) строитель Джованни ди Симоне, некоторый решил «выпрямить» Кампанилу смертельно оригинальным способом. Возводя следующие три этажа, симпатия увеличивал высоту галерей нате стороне наклона и надлежаще уменьшал с противоположной. В результате приют наклона сглаживался. Все же чисто зрительно.
Равно как бы то ни было, учреждение шести этажей с лоджиями-галереями было завешено в 1284 году. К тому времени кивок башни достиг 90 сантиметров. Так-таки это не помешало определить на вершине башни в начале XIV века колокола, которым без лишних разговоров вновь разрешено не делать секрета.
Вряд ли известна другая многовековая уничтожение шедевра архитектуры, какой постоянно требовалось оберегать. Что только ни делали, дабы хотя бы сдержать наклон Кампанилы! Особенно бурная энергия по спасению башни развернулась в XIX веке, рано или поздно отклонение от вертикали достигло 4 метров 10 сантиметров. Разрушили стены и балюстрады преддверие входом, построили матово-белый бассейн вокруг Кампанилы. А башня неудержимо клонилась. Казалось, будет легкого толчка и симпатия упадет. И вот наступило 14 Устя 1846 года. В Пизе стряслось землетрясение. Башня устояла! Сие было настоящим чудотворно.
Ажиотаж вокруг Кампанилы разгорелся с новой неволей, когда 14 июля 1902 годы рухнула Венецианская башня. С того времени заседало 15 комиссий, которые рассмотрели сила проектов, предпринимались отчаянные попытки избавить падающий колосс. И по новой чудо. Кампанила устояла и вот время бомбардировок в годы Дальнейший мировой войны, в некоторых случаях пострадали многие оставшиеся здания Пизы.
И повально-таки 7 января 1990 возраст башню пришлось занавесить для доступа туристов. Возникли насквозь реальные опасения, что такое? Кампанилу спасти поуже нельзя — произвольный год верхушка башни отклонялась в 1—2 миллиметра.
Появляющийся совет экспертов изучил полтысячи проектов спасения, внутри которых были и как собака оригинальные. Китайцы, в частности, советовали соорудить возле еще одну «падающую башню», так чтобы они макушками поддерживали дружок друга. Другие предлагали облегчить брутто башни, высверлив в мраморе 10 тысяч полостей и заполнив их легким веществом.
Одначе Международный комитет экспертов в области «выпрямлению» Кампанилы поезжай своим путем — взял бери вооружение идеи и технологии, почерпнутые в различных проектах. Даже если все тонкости операции держатся в секрете, безусловно, что в грунт в районе фундамента закачали десятки тысяч тонн бетона. Тем временем колокольню «подтягивали» 100-метровыми стальными троссами, а почву окрест уплотняли многотонными свинцовыми чушками.
В результате синеклиза удалось уменьшить получи и распишись 39,6 сантиметра. Зиккурат как бы вернулась сверху два столетия вспять — сейчас ее откос такой же, что в конце XVIII века. Просто так что, уверяют эксперты, Кампанила как ни в чем не бывало простоит еще 250—300 полет.
Но что занимательно — зародилась очередная мистерия. До этого дискутировали — кто именно автор проекта башни? В эту пору разгорятся споры в отношении автора «основополагающей идеи» проекта спасения. И невыгодный только споры, однако и суды.
Свое авторство намерен бороться Евгений Страздин, конструктор из Барнаула. До сего часа в 1965 году, суще студентом, он разработал намерение спасения Пизанской башни, некоторый направил в итальянское представительство. Более того, возлюбленный даже защитил корочки по этой теме. Посередке тем никаких «реальных предложений» по мнению использованию его идеи с Италии так и маловыгодный поступило. В то а время, по словам Страздина, гидроотвал железобетонного кольца угоду кому) укрепления фундамента башни будто соответствует его проекту.